Социальный июнь. Итоги
Территориальная профсоюзная организация
г. Железногорск РПРАЭП
Наверх

Социальный июнь. Итоги

28 Июн 2013  Новости 

В июне Гоcударственная Дума РФ рассмотрела целый ряд законопроектов, затрагивающих интересы социально уязвимых слоев населения и «льготников», и теперь эти документы должен одобрить Совет Федерации. Среди инициатив, поддержанных нижней палатой российского парламента, – законопроекты  о дополнительных мерах по содействию занятости лиц, находящихся в социально уязвимом положении, о надлежащем оборудовании и квотировании рабочих мест для инвалидов, об упрощенной процедуре получения российского гражданства детьми из смешанных семей и ограничениях для «уклонистов» от воинской службы.

Инвалидам оборудуют места

Госдума приняла закон, обязывающий федеральную власть разработать требования к оснащению специальных рабочих мест для инвалидов. Закон подготовлен после того, как РФ взяла на себя большие международные обязательства – ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов...

Как рассказал депутатам замминистра труда Алексей Вовченко, согласно 597-му указу президента в этом году должно быть создано 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов. Уже «предусмотрено субсидирование из госбюджета именно на эти цели, и такая же задача стоит на 2014-15 годы».

По закону «специальное рабочее место для трудоустройства инвалида требует дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалида». Рекомендация почти всеобъемлющая, но декларативная – механизм ее реализации в законодательстве не предусмотрен: «Норма об установлении единых требований к оборудованию есть, а какие они должны быть и кем установлены – нет, – сообщил Вовченко. – А отсутствие в законе нормы, устанавливающей соответствующее полномочие госоргана, вообще не позволяет установить эти требования».

Зампред комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Михаил Терентьев пояснил, что Минтруд разработает «требования к работодателям по обеспечению разумного приспособления рабочего места для инвалида». (Жесткой регламентации не предполагается, так как это затруднит быструю реализацию планов начальства.) А создавать такие места будут работодатели. Ждем циркуляров...

Дискриминационные объявления о вакансиях запретят

Публиковать дискриминационные объявления о вакансиях будет запрещено. Как в СМИ, так и «на заборах». Госдума приняла пакет поправок к трудовому и административному законодательству «о дополнительных мерах по содействию занятости лиц, находящихся в социально уязвимом положении».

Поправки запрещают работодателям распространять сведения о вакансиях, содержащие «ограничения дискриминационного характера по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника»: по признакам возраста, пола, семейному, социальному и должностному положению, убеждениям, отношению к религии и др. Изменения вносятся в закон о занятости и в ТК РФ. В КоАП уточняется понятие «дискриминация» и вносится новая статья «Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера». Штрафы за нарушение: на граждан – 500- 1000 руб., на должностных лиц – 3000-5000 руб., на юрлиц – 10000-15000 руб.

Кроме того, органы исполнительной власти субъектов РФ получат право помогать трудоустроиться пенсионерам, демобилизовавшимся и многодетным. А также организовывать профподготовку, переподготовку и повышение квалификации незанятых граждан, которым назначена трудовая пенсия по старости и желающим возобновить трудовую деятельность.

Кроме того, власти регионов получат право создавать «условия для совмещения незанятыми многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью». Прошедшие службу по призыву в течение трех лет после увольнения со службы получат право пройти в приоритетном порядке профподготовку, переподготовку и повышение квалификации – и местная власть обязана им в этом содействовать, если они зарегистрировались как безработные.

Российскому ребенку – быстрое гражданство

Госдума приняла закон, облегчающий получение российского гражданства детьми из смешанных семей, если один из родителей – гражданин РФ. Ребенок из «российско-иностранной» семьи не должен будет ждать согласия родителя-иностранца – для получения гражданства РФ хватит и заявления другого родителя.

Законом вводится также норма, определяющая порядок выбора гражданства лицом, приобретшим гражданство РФ в возрасте до 18 лет. Устанавливается, что это лицо в возрасте от 18 до 20 лет обязано сделать выбор между гражданством РФ или гражданством иностранного государства, подав заявление. (Иначе «гражданство РФ у данного лица прекращается».) Учет таких лиц ведется ФМС, диппредставительствами и консульствами РФ. Правило не распространяется на лиц, которые могут иметь «двойное гражданство» на основании международного договора между РФ и соответствующим иностранным государством.

Барьер для «уклонистов»

Признанных «уклонистами» не пустят на госслужбу либо уволят с нее (если уже пробрались). А демобилизовавшиеся призывники с высшим образованием смогут в приоритетном порядке стажироваться за границей или получать «магистерские» степени в вузах (разумеется, если «первую ступень» в высшем образовании отслуживший уже одолел и хочет в аспирантуру).

Закон – при прочих равных условиях – предоставит россиянам, прошедшим службу по призыву и окончившим вузы с госаккредитацией, преимущество для получения образования по дополнительным образовательным программам, в рамках программ и проектов, финансируемых за счет госбюджета. (А именно – «по образовательным программам высшего образования в области экономики и управления и соответствующим дополнительным профессиональным программам в рамках программ и проектов, утверждаемых президентом РФ и правительством РФ».) Причем как в российских образовательных учреждениях и научных организациях, так и в зарубежных.

При этом гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, если станет известно, что он уклонялся от военной службы. Точнее, в случае официального «признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований». То есть если действительно попал в списки «уклонистов» и военкомат разыскивал его. (Согласно законодательству, «решение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, принимается призывной комиссией».)

Гражданскому служащему (гражданину), прошедшему военную службу, вообще будет проще, чем сейчас, делать чиновничью карьеру. Так, при прочих равных условиях ему «предоставляется преимущество при включении в кадровый резерв для замещения должностей» в госсекторе по результатам конкурса. Аналогичные ограничения и преференции устанавливаются и в отношении кандидатов в муниципальные служащие.

«Инвалидную» квоту вернут?

Госдума приняла во втором и третьем чтении законопроект о квотировании рабочих мест для инвалидов на малых предприятиях. Законопроект Петербургского Заксобрания пролежал в Госдуме более шести лет. После принятия его в первом чтении против документа (не предполагающего никаких бюджетных расходов!) единым фронтом выступили и работодатели, и правительство. Им не понравилось именно предлагаемое проектом снижение минимальной численности работников организаций, для которых устанавливается квота для приема на работу инвалидов: мол, это увеличит нагрузку на малые предприятия и станет препятствовать развитию малого бизнеса.

Напомним, что «инвалидное квотирование» фактически отменили еще восемь лет назад, с принятием 122-го закона о монетизации льгот. Тогда как до января 2005 года в законе о соцзащите инвалидов существовала норма, по которой в случае невыполнения установленной квоты на инвалидов работодателей заставляли ежемесячно вносить в бюджеты обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида. Сейчас система квотирования (цель – хоть как-то обязать работодателей принимать на работу инвалидов) реально действует только в нескольких регионах. По нынешней системе организациям с численностью работников от 100 человек региональная власть устанавливает квоту для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников: не менее 2% и не более 4%.

Будущий закон расширит право регионов, так как они смогут, если захотят, дополнительно установить для работодателей со штатом в 35-100 работников свою квоту для приема инвалидов – в 3% от среднесписочной численности работников.

Как рассказал зампред комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Михаил Терентьев, законопроект долго согласовывали в Российской трехсторонней комиссии. Дело сдвинулось с мертвой точки после того, как Россия в прошлом году наконец-то ратифицировала Конвенцию ООН по правам инвалидов. (Работодатели пытались блокировать прохождение проекта множеством поправок.)

При обсуждении проекта в РТК в марте законопроект одобрили профсоюзы и правительственная сторона, тогда как работодатели в лице представителей РСПП прямым текстом заявляли, что им проще заплатить штраф, чем принять в штат инвалида. По итогам согласований получилось так, что квоты таки введут не только для среднего бизнеса, но и для малых предприятий. Однако квотирование станет необязательным, точнее, требование о «квоте на инвалидов» станет «рамочной» нормой в базовом законе. А обязать хозяев малых предприятий предусмотреть места для инвалидов смогут только власти субъектов РФ, приняв региональный закон.

По мнению авторов поправок, поддержанных комитетом ГД по труду, отсутствие такой квоты делает невозможным создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов за счет средств работодателей. А установленное ФЗ-122 увеличение численности работников в организациях, для которых устанавливается квота, с 30 до 100 человек просто «исключает из процесса квотирования организации малого бизнеса, что противоречит общемировой практике».

Изначально законопроект предлагал уменьшить «федеральный» показатель численности работников в организациях, для которых устанавливается квота, со 100 до 50 человек, в результате чего такая квота охватила бы большинство организаций некрупного бизнеса. При этом, уверены инициаторы, «реализация региональных законов, касающихся квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, позволяет аккумулировать значительные средства для создания рабочих мест для инвалидов, способствуя их реальной интеграции в общество».

Поэтому в проекте предусматривалось не только сделать квоту обязательной, но и дать право субъектам РФ в рамках установленной квоты аккумулировать в региональных бюджетах средства работодателей для создания рабочих мест для инвалидов. Дополнительного финансирования из госбюджета на реализацию проекта не требовалось изначально, ибо регионы определяли бы «самостоятельно, с учетом нормы квотирования, и доходы бюджета, формируемые в результате направления работодателями средств в бюджеты субъектов РФ в случае невыполнения или невозможности выполнения квоты, и расходы, направляемые на создание рабочих мест для инвалидов».

solidarnost.org

Новости

Все новости