Налоги, сборы и прочие поборы
Территориальная профсоюзная организация
г. Железногорск РПРАЭП
Наверх

Налоги, сборы и прочие поборы

22 Июл 2013  Новости 

Министерство финансов России планирует поднять акцизы на топливо, сигареты, ввести налог на роскошь, рассчитывать налог на недвижимость на основе кадастровой стоимости. И самое неожиданное: размер взносов в социальные фонды теперь прописывается в проекте основных направлений налоговой политики на 2014-2016 годы, хотя взносы налогами не являются. Все это обсуждалось на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Страховые взносы

На заседании РТК обсуждали проект основных направлений налоговой политики на 2014-2016 годы. Самым неожиданным и важным нововведением этого проекта оказался раздел, посвященный страховым взносам, хотя они не являются налогами и не регулируются Минфином.

Заместитель министра финансов Сергей Шаталов признался, что «страховые взносы – это не налоги, их следовало бы рассматривать в другом документе», но, по его словам, «в ходе парламентских слушаний нам предложили, и Министерство финансов согласилось, поскольку оно в целом влияет на налоговую нагрузку и надо понимать, в каком направлении мы должны двигаться».

Предполагается, что льготный период для взносов (в размере 30%) будет продлен до 2016 года, а возможно, и дольше, однако раздел пока находится в стадии разработки и обсуждений. Впрочем, то, что повышения взносов до 34% пока не планируется, зафиксировала и вице-премьер Ольга Голодец:

– Система льготного налогообложения по ряду отраслей будет продлена и за пределами 2016 года. Эту льготу будет оплачивать бюджет за счет собственных источников, то есть так, как происходит сейчас. Мы предлагаем все трансферты «окрашивать» (так в Минфине называют технологию привязки налогов к целевым расходам), и если какие-то отрасли получают льготы и вычеты, то от этого не должны страдать наши пенсионеры, рублем должно расплачиваться государство, которое на себя это обязательство в данный момент берет.

Инициативу включения такого раздела в налоговый документ поддержал бизнес. В частности, председатель Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин сказал, что они «неоднократно настаивали на том, чтобы в основных направлениях налоговой политики были все виды фискальной нагрузки на бизнес».

Профсоюзы выступили категорически против:
– Тогда это должен быть не документ Минфина, его должны составлять все ведомства, и РТК должна участвовать в его обсуждении, а не получать в качестве информации на заседании! – возмутился председатель ФНПР Михаил Шмаков. – Страховые взносы не являются налогами, это не нагрузка на бизнес, это фонд оплаты труда. Часть его выдается наличными человеку два раза в месяц, часть – отложенная заработная плата, которая направляется в соответствующие страховые фонды. Тогда давайте сделаем отдельный документ «Страховая нагрузка на граждан и бизнес». В него надо включать ОСАГО, страхование жизни, страхование квартир, которое сейчас навязывается и которое практически не учитывается при расчете потребительской корзины, и многое другое.

Следующий острый вопрос – кто станет администратором страховых взносов – решили в документе вообще не затрагивать. В последнее время проходили дебаты, будут это непосредственно фонды или Федеральная налоговая служба, но решение так и не приняли. Оно будет приниматься после дальнейших обсуждений и вне зависимости от основных направлений налоговой политики.

Моторное топливо

Рассказ о повышении налогов Шаталов начал с того, что в целом налоговая нагрузка в нашей стране не очень высокая, примерно 37% ВВП, что меньше, чем в Евросоюзе, и равно уровню ОЭСР. При расчете учитывались не только налоги, но и страховые взносы, экспортные и импортные пошлины и другие платежи. В целом, по словам замминистра, налоги повышаться не будут, но есть исключения. Так, предполагается увеличить акцизы на моторное топливо.

В прошлом году произошел неожиданный взрывной рост потребления моторного топлива 4-го и 5-го классов (более экологичных). Таким образом, резко изменилась структура потребления топлива. Если раньше примерно 70% приходилось на топливо ниже 4-го класса, то за несколько месяцев ситуация поменялась кардинально: теперь 70% приходится на топливо 4-го и 5-го классов. Но чтобы поддержать производство именно экологически чистого топлива, правительство сильно снижало ставки акцизов по сравнению с акцизами на топливо 3-го класса. В результате доходы дорожных фондов за год снизились примерно на 107 млрд рублей.

– Мы предлагаем частично компенсировать эти потери, несколько увеличивая в 2014 - 2016 годах ставки акцизов на моторное топливо 4-го и 5-го классов, но сохраняя дифференциацию между разными видами топлива и, соответственно, делая эти акцизы значительно более низкими, чем для моторного топлива 3-го класса. Мы примерно на 45 млрд рублей компенсируем потери, остальные 62 млрд рублей нам придется изыскивать и покрывать дорожным фондам за счет других источников, – пояснил Шаталов.

Впрочем, успокаивает замминистра, это не должно привести к повышению цен на топливо, и так, по его мнению, завышенных. Минфин считает, что сегодня цены по бензинам и дизельному топливу должны быть примерно на 2-3 рубля меньше, и это недоработка ФАС. Кроме того, из 30-32 рублей за литр бензина 10 рублей – на совести розницы, и ФАС это тоже никак не контролирует.

Табак

Кроме акцизов на топливо предполагается также увеличить акцизы на табак – примерно на 28%. Но если с топливом все понятно, то с табаком есть проблемы. Дело в том, что сигареты из таких стран, как Казахстан и Белоруссия, стоят дешевле, чем отечественные, и повышение акцизов на российскую продукцию может просто сделать ее неконкурентоспособной.

– Их акцизы уже сегодня в два-три раза меньше, чем в России. Одна фура сигарет из Белоруссии дает примерно 27 млн рублей прибыли, а одна «Газель» – это 2,7 млн рублей прибыли. Понятно, что это хороший бизнес. Здесь большие риски. Это в меньшей степени характерно для алкоголя, его перевозить все-таки накладней, вот сигареты – действительно серьезная проблема, – пояснил Сергей Шаталов.

В Минфине понимают, что от «чистого» рынка табачной и алкогольной продукции они уходят в сторону серьезного увеличения, как они считают, нелегальной, контрафактной продукции – в том смысле, что у нас запрещена продажа табака с акцизными марками других государств. Правда, в рамках союзных государств с этим бороться невозможно, ведь между Россией, Белоруссией и Казахстаном зафиксировано свободное перемещение товаров. Так что прежде чем повышать акцизы, необходимо «гармонизировать нашу акцизную политику с другими участниками Таможенного союза».

Налог на роскошь

Минфин предлагает увеличить налоги на так называемое престижное потребление. Это касается дорогих автомобилей (стоимостью больше 5 млн рублей) и дорогой недвижимости (стоимостью больше 300 млн рублей). Они будут облагаться налогами по повышенным ставкам. На вопрос из зала, почему были установлены именно эти налогооблагаемые суммы, Сергей Шаталов пояснил, что это не окончательный вариант. Так, группа депутатов накануне внесла на рассмотрение Госдумы поправку о снижении планки налогообложения для роскошных автомобилей с 5 до 3 млн рублей.

Кроме того, в налог на роскошь может превратиться и другая инициатива Минфина – расчет налога на недвижимое имущество физических лиц на основе кадастровой стоимости, а не инвентаризационной, как сейчас. По словам Шаталова, практическая оценка во всей России завершена и в 2014 году можно уже начинать.

– Мы понимаем, что с 1 января следующего года по всей стране этот налог ввести не удастся, но очень рассчитываем на то, что некоторые муниципалитеты смогут стартовать. Наверное, в 2014 году их будет немного, но к 2018 году процесс предполагается завершить, –отметил замминистра.

По подсчетам Федеральной налоговой службы, налог на недвижимость для собственника однокомнатной квартиры в 50 кв. м в Москве может составить примерно 5000 - 5500 рублей. Ведь кадастровая стоимость квадратного метра жилья в Москве – 160 тысяч рублей, а при расчете эта сумма будет умножаться на площадь квартиры минус 20 кв. м и на коэффициент. (Правда, в начале года Минфин приводил другие расчеты. Ставка налога для трехкомнатной квартиры в Москве площадью 75 кв. м планировалась на уровне 1800 рублей в год, для двухкомнатной квартиры в 55 кв. м - 1200 рублей.)

Председатель ФНПР Михаил Шмаков резко негативно воспринял эту новость:

– Субъекты Федерации специально на протяжении многих лет тормозят выкуп земли по старому закону, за 2,5% от кадастровой стоимости. А в муниципалитетах совсем нет доходов, и они бизнес пустят по ветру, кроме криминального, который придет и с пистолетом в руке заставит главу муниципалитета дать ему льготы. А со всех остальных, чтобы наполнить казну, будут три шкуры драть! В Краснодарском крае, где кадастровая цена на землю после первоначальной оценки увеличена в четыре раза, мы все санатории пускаем с молотка. Нет такой доходности у санаториев, чтобы платить налоги на землю!

В итоге сообщение замминистра об основных направлениях налоговой политики приняли к сведению, записав, что профсоюзы выступают против появления в этом документе раздела о социальных взносах.

Кого брать на работу?

В конце заседания профсоюзы подняли еще один важный вопрос: приглашение зарубежных пилотов за штурвалы самолетов российских авиакомпаний. По словам председателя профсоюза летного состава Мирослава Бойчука, в течение 2012 года наши летные учебные заведения выпустили 558 пилотов. На данный момент трудоустроено 236. В сентябре будет выпуск еще 700 человек из учебных заведений и 200 – из учебно-тренировочных центров.

– Мне в руки попали интересные документы. Дорожная карта развития конкуренции и совершенствования антимонопольной политики национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в РФ, подготовленная Минэкономразвития. Пунктом 3 здесь значится: обеспечить допуск иностранных пилотов к управлению воздушных судов РФ. Ожидаемый результат: снижение стоимости услуг летного состава. То есть не снижение дефицита пилотов, а тупо - снижение заработной платы. И вот еще один любопытный документ - тоже Минэкономразвития – о выполнении этой дорожной карты. Ожидаемый результат: снижение дефицита летного состава и снижение расходов на оплату труда летного состава, – возмутился Бойчук.

Вице-премьер Ольга Голодец тут же откликнулась на проблему, потребовав собраться у нее на совещание представителям Минтранспорта, всех крупных авиакомпаний, а также Министерства труда.

– Это не годится! Мы согласовали все планы приема, мы что, в пустоту готовим детей? Это не то, к чему мы стремились, – заявила она.

solidarnost.org

Новости

Все новости