Принцип зеркала
Территориальная профсоюзная организация
г. Железногорск РПРАЭП
Наверх

Принцип зеркала

06 Ноя 2014  Новости 

Вопросы развития закрытых административно-териториальных образований, где расположены предприятия Госкорпорации «Росатом», нечасто становятся темой федеральных новостей. Тем интереснее узнавать о том, что состоянием атомных моногородов заинтересовались в Общественной палате РФ. О насущных проблемах ЗАТО Зеленогорск, многие из которых весьма схожи с железногорскими, – в материале центральной профсоюзной газеты «Солидарность».

От благополучия к упадку

В сравнении с другими моногородами закрытые административно-территориальные образования, обеспечивающие работу предприятий атомной промышленности, выглядят относительно благополучно. Но благополучию этому приходит конец. Типичным примером может послужить текущее состояние дел в Зеленогорске (Красноярский край), которое 30 октября обсуждалось в Общественной палате РФ.

Когда-то эти города запрещалось даже наносить на карты, а в паспортах жителей в штампе с пропиской фигурировали совсем другие населенные пункты. Некоторые из этих городов утратили свой закрытый статус, но многие по-прежнему остаются таковыми – например, десять ЗАТО (закрытых административно-территориальных образований), обеспечивающих работу предприятий Федерального агентства по атомной энергетике. Хотя списки закрытых городов теперь рассекречены, попасть туда может далеко не каждый, требуется специальный пропуск. И представителей СМИ по-прежнему пускают крайне неохотно.

Закрытый статус создавал для жителей массу неудобств. А города атомщиков к тому же и располагались, в силу соображений безопасности, на большом удалении от областных центров. Чтоб привлечь высококвалифицированных специалистов, государство создавало для них особые условия. Все работники ЗАТО, трудились ли они непосредственно на атомном объекте или же на предприятиях обслуживания – в школах, больницах, магазинах и т.п., получали надбавки к зарплате. Создавалась для жителей таких городов и особая социальная инфраструктура. На работниках стратегической отрасли государство не экономило.

Что происходит с этими городами теперь, как сейчас живется в них нынешним и бывшим работникам атомной промышленности? Это было темой круглого стола, состоявшегося в Общественной палате РФ 30 октября.

Глава администрации ЗАТО Зеленогорск Красноярского края Павел Корчашкин в своем выступлении рассказывал главным образом про свой город. Но, по его мнению, в остальных атомных моногородах положение дел обстоит примерно так же.

Почти санаторий

Градообразующим предприятием Зеленогорска является электрохимический завод, построенный, как и сам город, в середине 1950-х годов. На нем производится обогащение урана для последующего использования в качестве топлива для атомных электростанций.

В советские годы в 65-тысячном городе были созданы все условия для комфортного проживания сотрудников завода и работников сферы обслуживания. По уровню обеспеченности жилплощадью город почти в полтора раза опережает общероссийские показатели. А по развитости сети образовательных и медицинских учреждений превосходит даже Москву.

В Зеленогорске действуют 10 дневных общеобразовательных школ, 25 детсадов, 4 учреждения допобразования, 4 детско-юношеские спортивные школы, 2 бассейна.

На особом контроле – здоровье атомщиков. В свое время здесь была создана больница № 42 Сибирского клинического центра, получавшая прямое финансирование из госбюджета. В структуре больницы – 6 поликлиник, больничный комплекс на 535 коек, стоматологическая клиника.

О том, чтобы горожане были обеспечены качественными и доступными продуктами питания, заботится дочернее предприятие завода: совхоз «Искра» поставляет в магазины города мясо, птицу, колбасы, молочную продукцию и даже свежую форель.

Преимущество жизни в Зеленогорске особенно заметно в сравнении с другими городами края. Казалось бы, чем люди тут могут быть недовольны? Однако в городе, как отмечает мэр, нарастает ощущение тревоги и безнадежности.

Рост безработицы

За последние несколько лет Зеленогорский электрохимический завод серьезно сократил штат – с 11 тысяч до 2150 человек. Это связано с тем, что предприятие активно избавлялось от непрофильных подразделений, переводя все виды работ, не относящиеся к основному производству, в том числе уборку, ремонтное и транспортное обслуживание, на аутсорсинг.

– Корпорация «Росатом» много делает для поддержки предприятий-аутсорсеров, – считает Корчашкин. – Но управленческий персонал этих предприятий оказался объективно не подготовлен к деятельности в условиях рыночной экономики – они ведь производственники. А посему многие из предприятий близки к банкротству, многие сокращают штат. На фоне этого город наводнился свободной рабочей силой, цена которой упала до 5000 рублей в месяц, что крайне мало.

Столь низкая цена рабочей силы в городе не вызывает удивления, если учесть, что до Красноярска 150 километров и ездить туда каждый день на работу не представляется возможным.

Председатель первичной профсоюзной организации Зеленогорского электрохимического завода Павел Агеев разделяет тревогу главы городской администрации, но лишь отчасти.

– Сотрудникам, которых выводили за штат, была предложена другая работа, а поскольку объем производства на основном предприятии за эти годы не сократился, а даже вырос, то и загруженность производств, выведенных на аутсорсинг, не снижается, – сообщил Агеев корреспонденту “Солидарности” в телефонном разговоре. – При этом оптимизация штата, конечно, была и продолжается, общее число занятых в городе сократилось, что вызвало падение стоимости жилья на 20-30%. Атмосфера сейчас нервозная...

По словам Агеева, на заводе работники получают в среднем 78 тысяч рублей в месяц, в то время как средняя зарплата по городу в конце лета составляла 28 тысяч.

Бегство врачей

Как рассказывает Корчашкин, с переходом на «одноканальное финансирование» городская система здравоохранения лишилась дополнительных средств, поступавших ранее из федерального бюджета, и теперь существует только на средства Фонда обязательного медицинского страхования.

– В текущем году на 30% сократилось финансирование клинической больницы, – отмечает глава горадминистрации. – Снизилась заработная плата врачей, прошли сокращения административного и вспомогательного медицинского персонала. Высококвалифицированные врачи, прошедшие серьезную практику в Сибирском клиническом центре, стали уезжать в Красноярск, и в нашем городе при записи на прием к узким специалистам наблюдаются серьезные очереди. При этом население города на треть состоит из пенсионеров, которых сейчас в Зеленогорске насчитывается 22 тысячи.

С Корчашкиным соглашается председатель территориальной профорганизации городских предприятий, учреждений и организаций Зеленогорска (Российский профсоюз работников атомной энергетики и промышленности) Тамара Шатунова. В ее профорганизацию входят работники почти всех отраслей моногорода, за исключением состоящих в «Электропрофсоюзе» работников электроэнергетического сектора.

– После введения одноканального финансирования врачи работают с большой перегрузкой, – сообщила корреспонденту «Солидарности» Шатунова. – Если врач просто работает на ставку – его зарплата не превышает 20 тысяч рублей, со сверхнагрузками получается в месяц 30 - 40 тысяч. При этом даже с минимальными доходами врачи не подпадают под категорию малоимущих, а потому не имеют права на получение бесплатного жилья – они могут рассчитывать только на спецжилье для работающих, но и на него большая очередь.

В ожидании коллапса

Еще одна из ключевых проблем Зеленогорска – приближение инфраструктурного коллапса.

– Как все «атомные» города, Зеленогорск строился в середине 50-х годов очень быстро, сейчас его инфраструктура стремительно стареет. Сегодня было бы неправильно говорить, что у нас много аварийного жилищного фонда, но через три - пять лет мы будем иметь очень серьезные проблемы.

В те же вполне обозримые сроки с тем же столкнутся и другие атомные города, считает заместитель руководителя управления по работе с регионами ГК «Росатом» Андрей Полосин:

– «Атомные города» строились примерно в одно время, а потому через несколько лет эта проблема скачкообразно наступит практически по всем ЗАТО, – отметил в ходе заседания эксперт.

Ни развивать, ни даже сохранить доставшуюся в наследство с советских пор инфраструктуру город не сможет из-за хронического дефицита бюджета. Тем более что за последние шесть лет объем поступлений из федерального бюджета сократился более чем вдвое.

– Когда с нашей стороны заходит речь о необходимости очередного трансферта, мы получаем кивок в сторону региона, – говорит Корчашкин. – Но учитывая, что в других городах края ситуация с инфраструктурой не лучше, нам трудно рассчитывать на достаточную поддержку со стороны регионального бюджета. А расходы у нас действительно большие – на следующий год на исполнение одних только предписаний ГИБДД заложено 40 млн рублей.

И как следствие – угроза безопасности

В советские годы ЗАТО отличались сравнительно низким уровнем преступности. Лицам, отбывшим наказание за совершение особо тяжких преступлений, проживать в закрытых городах запрещалось. Не способствовала росту криминала и общая обстановка социального благополучия. Теперь картина становится несколько иной.

– Количество сотрудников полиции в Зеленогорске сократилось с 600 до 270 человек, на весь город есть только один экипаж ППС. Какой бы высокой ни была квалификация сотрудников полиции, для обеспечения охраны порядка нам просто не хватает людей, – сообщает глава городской администрации.

По его же словам, город не может больше изолировать себя от потенциальных рецидивистов. Если отсидевший в тюрьме преступник имеет в Зеленогорске недвижимость, он легко может обойти все ограничения посредством обращения в суд. Отмечается в городе и распространение наркоторговли.

– По статистике наркоторговли мы находимся на не очень хорошем уровне, – признает мэр. – Может быть, причина в том, что у нас наркоконтроль эффективно работает, ведь чем выше раскрываемость преступлений в данной сфере – тем хуже статистика для региона. Но совсем мы это зло никогда не победим, оно ведь постоянно меняется: раньше были кокаиносодержащие – теперь спайсы...

Ухудшение криминальной ситуации – неизбежный спутник безработицы и массовой бедности. И то, что такое происходит на территории, где к вопросам безопасности должны применяться повышенные требования, – весьма неприятный симптом.

– Когда-то атомная промышленность находилась у нас в привилегированном положении, сейчас этого нет, – резюмировал итоги обсуждения член Общественной палаты РФ, руководитель рабочей группы по взаимодействию палаты и Росатома Валерий Васильев. – Но если мы не создадим надлежащих условий для функционирования «атомных» ЗАТО, нас могут ждать довольно тяжелые последствия.

solidarnost.org

 

Новости

Все новости