Все новости
Чем полна коробушка

Одно из основных требований Федерации независимых профсоюзов России сегодня - пересмотр состава потребительской корзины. Корзина, с которой мы вступили в новый, 2018 год, действует еще с 2013 года, а Федеральным законом от 28 декабря 2017 года была заморожена на три года. Однако в январе прозвучали высказывания представителей правительства о грядущем изменении старой корзины, не соответствующей рекомендациям Минздрава. Центральная профсоюзная газета «Солидарность» выяснила, как менялся продовольственный минимум для трудящегося в России.
Потребительская корзина - что это?
Потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Исходя из стоимости этого набора, Росстат ежеквартально подсчитывает величину прожиточного минимума. (Читайте «Все о прожиточном минимуме»).
В России потребительская корзина вычислена, согласно закону «О Потребительской корзине в целом по Российской Федерации», принятому 3 декабря 2012 года. Корзина включает три главные части и составляется отдельно для трудоспособного населения, пенсионеров и детей.
Первая группа - продукты питания, составляющие около 50% всей стоимости. Вторая группа - непродовольственные товары: лекарства, обувь, одежда, включая головные уборы и белье. Третья группа потребительской корзины состоит из услуг: коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее.
Продукты питания
Наименование |
Единица |
Трудоспособное население (объем в год) |
Пенсионеры (объем в год) |
Дети (объем в год) |
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, крупы, бобовые) |
кг |
126,5 |
98,2 |
77,6 |
Картофель |
кг |
100,4 |
80,0 |
88,1 |
Овощи и бахчевые |
кг |
114,6 |
98,0 |
112,5 |
Фрукты свежие |
кг |
60,0 |
45,0 |
118,1 |
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар |
кг |
23,8 |
21,2 |
21,8 |
Мясопродукты |
кг |
58,6 |
54,0 |
44,0 |
Рыбопродукты |
кг |
18,5 |
16,0 |
18,6 |
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко |
кг |
290,0 |
257,8 |
360,7 |
Яйца |
штук |
210 |
200 |
201 |
Масло растительное, маргарин и другие жиры |
кг |
11,0 |
10,0 |
5,0 |
Прочие продукты (соль, чай, специи) |
кг |
4,9 |
4,2 |
3,5 |
Непродовольственные товары
Наименование |
Единица |
Трудоспособное население (объем в год) |
Пенсионеры (объем в год) |
Дети (объем в год) |
Верхняя пальтовая группа |
Штук/лет |
3/7,6 |
3/8,7 |
3/2,6 |
Верхняя костюмно-платьевая группа |
Штук/лет |
8/4,2 |
8/5,0 |
11/2,0 |
Белье |
Штук/лет |
9/2,4 |
10/2,9 |
11/1,8 |
Чулочно-носочные изделия |
Пар/лет |
7/1,4 |
4/1,9 |
6/1,3 |
Головные уборы и галантерейные изделия |
Штук/лет |
5/5,0 |
3/2,6 |
4/2,8 |
Обувь |
Пар/лет |
6/3,2 |
6/3,5 |
7/1,8 |
Школьно-письменные товары |
Штук/лет |
3/1,0 |
3/1,0 |
27/1,0 |
Постельное белье |
Штук/лет |
14/7,0 |
14/7,0 |
14/7,0 |
Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения |
Штук/лет |
19/10,5 |
19/10,5 |
19/10,5 |
Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства |
Процент от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц |
10 |
15 |
12 |
Услуги
Наименование |
Единица измерения |
Трудоспособное население (объем в год) |
Пенсионеры (объем в год) |
Дети (объем в год) |
Жилье |
Кв. м общей пл. |
18 |
18 |
18 |
Центральное отопление |
Гкал в год |
6,7 |
6,7 |
6,7 |
Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение |
Л в сутки |
285 |
285 |
285 |
Газоснабжение |
Куб. м в месяц |
10 |
10 |
10 |
Электроэнергия |
КВт ч. в месяц |
50 |
50 |
50 |
Транспортные услуги |
Поездок в год |
619 |
150 |
396 |
Услуги культуры |
Процентов от общей величины расходов на услуги в месяц |
5 |
5 |
5 |
Другие виды услуг |
Процентов от общей величины расходов на услуги в месяц |
15 |
15 |
15 |
Из истории
В потребительской корзине времен СССР (1970 - 80-е годы) больший процент потребления составляли: мясо (84 вместо 58,6 кг), рыба (20 вместо 18,5 кг), яйца (280 вместо 210 штук), молоко (380 вместо 290 кг), фрукты (80 вместо 60 кг) и овощи (146 вместо 114 кг). А вот современным россиянам предлагают увеличить потребление хлебобулочных изделий (126,7 вместо 110 кг).
31 марта 2006 года был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ». Он утратил силу в связи с принятием Федерального закона № 227-ФЗ от 3 декабря 2012 года. Существующие с тех пор состав и объем корзины останутся неизменными до 2021 года. Такое решение правительство РФ приняло 28 сентября 2017 по предложению Министерства труда и социальной защиты.
Предложения правительства
Министр труда и соцзащиты Максим Топилин на съезде партии «Единая Россия» 21 января 2017 года сообщил, что в 2017 году будет пересмотрен состав потребительской корзины.
- По закону потребительская корзина пересматривается через каждые пять лет, поэтому нам предстоит сделать это в 2017 году. Но нужно быть крайне аккуратными, чтобы не нарушить зыбкое финансовое равновесие, которое может повлиять на ВВП, - подчеркнул министр.
Тем не менее, 28 сентября правительство приняло решение о «замораживании» состава и объема потребкорзины до 2021 года. При этом Кабмин отказался от разработанных ранее корректировок состава потребительской корзины. Предполагалось изменить набор продуктов за счет увеличения доли фруктов, овощей, мяса и снижения доли круп и хлебопродуктов. Корзину «заморозили» на фоне планов уравнять МРОТ и прожиточный минимум, так как последний рассчитывается по действующей продуктовой корзине. Позднее было принято решение о поэтапном уравнивании МРОТ и прожиточного минимума (с 1 января 2018 года - до 85% от ПМ, с 1 января 2019 года - до 100%).
9 января 2018 года глава Минтруда Топилин вернулся к планам необходимости пересмотра и улучшения состава потребительской корзины. В частности, по мнению министра, нужно более тщательно проработать ее баланс.
- В действующей корзине «перебор» хлебных продуктов и картофеля. И, наоборот, маловато мясных и рыбных продуктов, овощей и фруктов. Приблизить набор продуктов питания к оптимальному - главная задача новой потребительской корзины, - заверил глава ведомства.
Также в министерстве рассчитывают изменить пропорции между продуктами питания, непищевыми товарами и услугами. По словам Топилина, в правительстве готовы обсудить законопроект, по которому прожиточный минимум будет пересматриваться, исходя из медианного среднедушевого дохода, а не из стоимости потребительской корзины.
Позиция профсоюзов
Еще на стадии обсуждения нового закона о потребительской корзине в 2012 году ФНПР отказалась от его поддержки. По мнению профсоюзной стороны РТК, выраженном в письме зампреда ФНПР Нины Кузьминой, проект предполагал, что расходы на питание составляют половину потребительских расходов домохозяйств, а это говорит о крайне неблагополучной социально-экономической ситуации. «Зафиксированный в приложениях к проекту почти нищенский статус большинства населения РФ необходимо преодолевать, а не законодательно закреплять», говорилось в письме. По мнению ФНПР, необходимо переходить на минимальный потребительский бюджет, так как предложенный правительством «новый» метод расчета корзины и прожиточного минимума – несправедлив.
Олег Соколов, секретарь ФНПР:
- Потребительская корзина должна соответствовать реальным расходам. Правительство внесло два связанных друг с другом законопроекта, которые нас не устраивают. В них занижен прожиточный минимум как для работающих, так и для неработающих. По нашему мнению, в потребительской корзине для трудоспособного человека расходы на продовольствие должны составлять не более 30%, тогда как сейчас правительство предлагает установить, что расходы на питание будут составлять 50% корзины, что характерно не для развитых, а для бедных стран. На остальное – непродовольственные расходы и особенно услуги – остается очень мало, тогда как должно быть не менее 60%, это стандартный показатель для развитых стран. Особенно беспокоит ситуация с услугами в условиях, когда они повсеместно становятся платными и стоимость их растет. По нашему мнению, в состав корзины должны быть также включены страховые выплаты и сбережения, без которых существование гражданина представить себе трудно. (Тем не менее, в правительственном проекте этого нет.) Размер потребительской корзины должен быть минимум в два раза больше, чем предложенный правительством.
В ходе прямой линии 13 октября 2017 года председатель ФНПР Михаил Шмаков так сказал о дальнейших действиях профсоюзов после уравнивания МРОТ и прожиточного минимума:
- Мы должны требовать пересмотра и актуализации методики расчета потребительской корзины. Это – одна из приоритетных задач для профсоюзов после того, как МРОТ будет-таки доведен до прожиточного минимума, - заверил Шмаков.