Все новости
Новая дистанция
Социальные партнеры договорились взять за основу законопроект о дистанционной работе, предложенный фракцией “Единая Россия”. Окончательный вариант текста будет известен, скорее всего, к 15 июня, но корреспондент “Солидарности” поговорила с одним из авторов проекта - первым заместителем руководителя фракции “ЕР”, зампредседателя ФНПР Андреем Исаевым. Он рассказал об основных нововведениях и о том, чем закон о дистанционной работе будет полезен профсоюзам.
Два законопроекта
Сегодня в трудовом законодательстве дистанционная работа урегулирована слабо, не учитываются современные реалии. Но если раньше законодателям было не до того, то сейчас, когда в мире случилась пандемия и миллионы работников отправили на удаленку, этот пробел решили восполнить.
Еще в прошлом июне депутаты Госдумы Павел Крашенинников, Андрей Исаев, Ярослав Нилов и Даниил Бессарабов подготовили законопроект, регулирующий дистанционную работу, но он касался электронного документооборота и многого не учитывал. Фракция “Единая Россия” подготовила еще один законопроект, охватывающий максимально широкие ситуации удаленки.
Если прошлогодний законопроект вносил изменения в разные статьи Трудового кодекса касательно электронного документооборота (который, кстати, может быть применен и в отношении работников, занятых в офисе и на производстве), то новый проект вносит изменения в главу 49.1 Трудового кодекса, регулирующую дистанционную работу.
- Мы договорились, что берем за основу законопроект, разработанный фракцией “Единая Россия”, и учтем в нем замечания от профсоюзов, работодателей и Министерства труда. Эти замечания в ближайшие дни будут нам представлены, и мы приступим к их обсуждению, - пояснил “Солидарности” Андрей Исаев после заседания четырехсторонней группы экспертов 4 июня. - Наша основная задача, и с этим все согласились, - защитить права и интересы работников.
Оба законопроекта, “старый” и “новый”, будут рассматриваться параллельно, причем некоторые новеллы из “старого” учтут также в “новом”. Кроме того, ФНПР ранее предлагала свой вариант законопроекта, регулирующего удаленную работу, однако он лишь вносит поправки к статье 57 ТК (“Содержание трудового договора”). Авторы из “ЕР” обещали их рассмотреть и учесть в своем документе.
Что останется
В настоящее время законопроект изучают эксперты, и, по оценке Андрея Исаева, окончательный текст будет сформирован примерно к 15 июня. Но уже сейчас можно рассказать, что в этом документе, скорее всего, останется.
- Важно, что все вопросы, связанные с удаленной работой, мы решили собрать в одной главе. Почему? Во-первых, это удобней, чем рыскать по всему кодексу. Во-вторых, это, с нашей точки зрения, соответствует логике Трудового кодекса. И в-третьих, мы полагаем, что глава 49.1 в дальнейшем будет преобразована в раздел Трудового кодекса. Тогда в других статьях к ней будут только отсылочные нормы, - поясняет Исаев.
Кстати, надомники тоже смогут регулировать трудовую деятельность, опираясь на обновленную главу 49.1 ТК. Хотя это не будет их обязанностью, лишь правом. В этой же главе пропишут и вопросы временной удаленной работы. Речь идет о ситуации, подобной той, что сложилась сейчас из-за коронавируса: люди работали в офисе или на производственной площадке, но в связи с некими событиями (карантин, ЧП, что-то произошло в самом офисе - например, трубу прорвало) они могут временно переводиться на удаленный труд.
Плюс Минтруд предложил - и все это поддержали - предусмотреть еще и комбинированную занятость, когда сотрудник часть рабочего времени трудится удаленно, а часть времени - на рабочем месте, предоставленном работодателем.
- Почему это все соединяется в одну главу? Потому что в тех случаях, когда сотрудник работает удаленно, должны действовать общие правила и нормы, независимо от того, постоянно ли он трудится на удаленной работе, или временно на нее переведен, или часть времени работает удаленно. Это принципиальный момент, который характеризует эту главу, - поясняет Исаев.
Еще один принципиальный момент частично перекликается со “старым” законопроектом, по электронному документообороту. В “новом” сторонам трудовых отношений предлагается при удаленной работе переходить на электронный документооборот. При этом за ними сохраняется право требовать документы на бумажном носителе.
- То есть если работник хочет получить трудовой договор в письменном виде, с печатью и подписью, работодатель обязан это сделать. Если работодатель требует от работника бумажные копии диплома, подтверждающие квалификацию, работник должен их предоставить. Мы сохраняем бумажный документооборот как право, - дополняет первый замруководителя фракции “ЕР”.
Вместе с тем предлагается убрать из требования обязательную электронную цифровую подпись и усиленную электронную цифровую подпись в качестве подтверждающей. Если стороны договорились об этом, то пусть, но жесткого требования не будет.
- Сегодня электронная цифровая подпись стоит от 3900 рублей и выше, получение ее - дело довольно хлопотное, и мы считаем, что это один из тормозов перехода работников на легальную дистанционную работу, - говорит о причине такого решения Андрей Исаев. - У нас на сегодня из 67 млн занятых только 30 тысяч работают по главе 49.1, что, конечно, не соответствует объективной реальности.
Также депутаты намерены убрать излишние для дистанционной работы требования. Например, в традиционном трудовом договоре должно быть указано рабочее место. Но для работника, занятого на удаленке, депутаты сочли это ненужным. Ведь человек может трудиться где угодно, меняя места, и это не значит, что надо менять каждый раз трудовой договор. А вот причины расторжения трудового договора для такого работника, наоборот, надо ужесточить, упорядочить.
Сейчас в главе 49.1 ТК написано, что основание для расторжения трудового договора находится в самом трудовом договоре, то есть работодатель может вписать туда что угодно. И вписывает. Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина проводил соответствующее исследование и обнаружил совершенно дикие причины увольнений. Депутаты считают, что такого быть не должно - основания должны быть такие же, какие установлены для расторжения традиционного трудового договора по инициативе работодателя: они прописаны в статье 81 ТК.
Еще одна важная новация - право работника быть офлайн. Дело в том, что когда работник находится на постоянном рабочем месте, то его рабочее время регламентировано, и личное время защищено нормированным рабочим днем. Если же человек переходит на удаленку, то он начинает получать задания днем и ночью.
- Чтобы его защитить, мы предложили две вещи. Первое - это график работы, он определяется сторонами, в удобной для них форме. Но он должен оформляться как приложение к трудовому договору. И второе - личное время работника, его право быть офлайн, когда работодатель не должен его беспокоить, тоже должно быть зафиксировано в трудовом договоре. Мы понимаем, что могут возникнуть ситуации, которые потребуют безотлагательной связи с работником. Допустим, работник - это бухгалтер, а к работодателю пришли ревизоры, ему нужно срочно позвонить в личное время работника. Такие ситуации могут быть. Но мы считаем справедливым, что если работник привлекается за пределами установленного ему графика, то эта работа оплачивается ему как сверхурочные, - рассказывает Исаев. И напоминает, что первые два часа сверхурочной работы оплачиваются в полуторном размере, последующие часы - в двойном.
* * *
По оценке Исаева, в середине июня законопроект будет внесен в Госдуму. Между внесением и первым чтением должно пройти не меньше 30 дней, чтобы регионы имели возможность высказаться по этому поводу. - Я предполагаю, что в июле, в конце весенней сессии, мы примем законопроект в первом чтении и начнем его активную подготовку ко второму чтению, - добавил он.