Все новости
Перемен! Требуют МРОТ и ПМ…
Предложение Минтруда изменить методику расчета прожиточного минимума стало, несомненно, главной темой очередного заседания Российской трехсторонней комиссии. Соцпартнеры обсудили на ней подходы к пересмотру важнейших социально-экономических показателей. Как отметили профсоюзы, профильное ведомство представило общественности свою разработку довольно неожиданно, не проконсультировавшись с соцпартнерами. Перед рассмотрением в Госдуме в первом чтении законопроект предлагается тщательно проанализировать и дополнить.
КТО ЗДЕСЬ ВРЕМЕННЫЙ?
О необходимости пересмотра методики расчета прожиточного минимума разговоры на площадке Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений велись давно. Но конкретики все не было и не было. Пока на прошлой неделе Минтруд не выступил вдруг, по сути, с готовым тематическим законопроектом, оперативно внеся его в правительство и предложив к обсуждению социальным партнерам.
Времени на ознакомление с документом у экспертов от профсоюзов и работодателей перед обсуждением на площадке РТК практически не оставалось. Тем интереснее сложилось обсуждение уже непосредственно на заседании РТК. Представляя законопроект 25 сентября, замминистра труда Андрей Пудов сообщил: необходимость пересмотра методики расчета прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда связана с истечением срока действия федерального закона, по которому определялся
Как напомнил замминистра, в основу прожиточного минимума еще в 90-х годах была положена потребительская корзина, исходя из которой и рассчитывается ПМ. Однако нет ничего более постоянного, чем временные решения. Вот и методика расчета прожиточного минимума осталась с нами на долгие годы.
Последний раз федеральный закон, определяющий состав потребительской корзины, приняли в 2013 году сроком на пять лет. В 2017 продлили еще на три года. Таким образом, сейчас в основе расчета прожиточного минимума лежит потребительская корзина, которую установили восемь лет назад.
– Для каждого из нас не секрет, что величина прожиточного минимума имеет огромное значение для миллионов граждан нашей страны. Это и пенсионеры, которые получают низкую пенсию и которым мы ее доводим до ПМ, и люди с инвалидностью, и работники, получающие низкую зарплату. Прожиточный минимум используется, в частности, для расчета социальных пособий и выплат, – напомнил Пудов.
Собственно, главная новация предлагаемого Минтрудом законопроекта заключается в отказе от расчета прожиточного минимума на основе потребительской корзины. С 2021 года сумму ПМ предлагается рассчитывать, исходя из медианного среднедушевого дохода россиян – уровня, выше которого располагаются доходы одной половины и ниже которого – доходы другой половины граждан.
– Переход на соотношение с медианным доходом позволит избежать наращивания дифференциации доходов населения. При таком подходе прожиточный минимум будет зависеть от уровня доходов большинства граждан и повышаться в зависимости от того, как растут доходы населения, - отметил Пудов. Значение прожиточного минимума на душу населения в 2021 году, по проекту Минтруда, составит 11 653 руб. Это 44,2% от медианного среднедушевого дохода за 2019 год, который, по данным Росстата, составляет 26 365 руб.
Исходя из предложенного Минтрудом подхода, прожиточный минимум будет пересматриваться ежегодно. В то же время соотношение между прожиточным минимумом и медианным доходом будет пересматриваться не реже раза в пять лет, в зависимости от условий социально-экономического развития России. Кроме того, по словам Пудова, в законопроекте предусмотрено введение дополнительного защитного механизма. Прожиточный минимум не может быть понижен, какой бы ни была динамика доходов.
Предполагается, что минимальный размер оплаты труда будет устанавливаться в соотношении 42% медианной зарплаты за II квартал предыдущего года. В 2021 году, по расчетам Минтруда, величина федерального МРОТ составит 12 792 руб. (сегодня МРОТ - 12 130 руб.). В законопроекте подчеркивается и конституционная норма - МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума.
Досье: цена модернизации
Модернизация расчета прожиточного минимума, по мнению Минтруда, потребует дополнительных расходов из бюджетов. Расходы федерального бюджета в 2021 году должны вырасти на 48,2 млрд руб., в 2022 году - на 13,4 млрд руб., в 2023 году - на 60,1 млрд руб. Дополнительные расходы региональных бюджетов: на выплаты по обновленной методике в 2021 году потребуется суммарно еще 28,5 млрд руб., в 2022-м - 32,8 млрд руб., в 2023-м - 49,6 млрд руб. Допрасходы внебюджетного сектора оцениваются правительством в 253 млрд руб. за три года.
МОДЕРНИЗАЦИЯ В ЦЕЙТНОТЕ
Внезапное появление важного законопроекта не могло не вызвать вопросы и профсоюзов, и работодателей. В частности, зампредседателя ФНПР Нина Кузьмина обратила внимание правительственной стороны на то, что важные изменения никак не прорабатывались с соцпартнерами:
– Профсоюзы минимум лет десять говорят о необходимости коренного изменения подхода к потребительской корзине. В 2018 году при Минтруде была создана специальная рабочая группа, которая занималась подготовкой новой методологии определения потребительской корзины и прожиточного минимума. В рамках рабочей группы профсоюзы выдвинули ряд инициатив, которые в основном были поддержаны. Однако эту работу заморозили, заседания не проводились уже больше года. Теперь выясняется, что Минтруд России подготовил свой вариант изменений и даже внес в правительство, не обсудив с социальными партнерами, что является нарушением соответствующего пункта Генерального соглашения.
Кузьмина указала и на ряд конкретных проблем, с которыми столкнется общество, если предложенная Минтрудом методика будет принята без изменений. В частности, по действующему законодательству медианная зарплата рассчитывается раз в два года, в рамках выборочного обследования Росстата.
– Отсюда - либо нам придется замораживать МРОТ на два года, либо надо менять методику Росстата и проводить исследования медианных зарплат раз в квартал, на что необходимы дополнительные средства из бюджета, - считает Кузьмина. - Любой стоимостный показатель - дело методики. Мы неоднократно проходили это на своем опыте, когда в результате изменения методики изменялись и показатели, что негативно сказывалось на уровне жизни россиян. Еще одна содержательная проблема, на которую обратили внимание профсоюзы, заключается в низком проценте от медианной зарплаты, который Минтруд берет за основу прожиточного минимума и МРОТ. Только значительный рост МРОТ может обеспечить увеличение реальной зарплаты и доходов граждан. Кроме того, в России сокращаются реально располагаемые доходы населения. Это происходит, в частности, из-за роста налоговой нагрузки, штрафов, акцизов, коммунальных платежей. Профсоюзы предлагают учитывать рост таких платежей при расчете прожиточного минимума и МРОТ.
– Предложения Минтруда требуют серьезного обсуждения. Учитывая тот цейтнот, в который все попали, профсоюзная сторона может согласиться только с внесением проекта федерального закона в пакете законов о бюджете для последующей рассылки в субъекты РФ для сбора заключений. Нам необходимо включаться в работу и всесторонне, детально обсуждать законопроект в профильной рабочей группе РТК. Если в ходе обсуждения мы придем к выводу, что предложенная методика Минтруда нам не подходит, необходимо иметь возможность какие-то решения сформулировать еще перед рассмотрением законопроекта в первом чтении в Госдуме, - подчеркнула Кузьмина.
А работодатели, в частности, поинтересовались: задумывались ли в Минтруде, каким образом изменение методики, рост ПМ и МРОТ скажется на бизнесе? «Негосударственным компаниям потребуется время, чтобы свои системы, в том числе связанные с оплатой труда, привести в соответствие с новыми параметрами», - предупредил зампредседателя РСПП Федор Прокопов.
Замминистра труда Андрей Пудов пояснил: «Мы заранее вместе с федеральным бюджетом объявляем, что МРОТ будет составлять 12 792 рубля. Заложенный рост параметра учитывает размер инфляции 2021 года». Замминистра подчеркнул, что всего МРОТ увеличится на 5,5%, что чуть выше заложенного показателя будущей инфляции (3,7%). По мнению Минтруда, небольшое увеличение выплат не приведет к существенному повышению затрат работодателей на зарплаты.