Приняты законопроекты о потребкорзине, прожиточном минимуме и соцконтракте
Территориальная профсоюзная организация
г. Железногорск РПРАЭП
Наверх

Приняты законопроекты о потребкорзине, прожиточном минимуме и соцконтракте

05 Окт 2012  Новости 

28 сентября Госдума приняла в первом чтении три важнейших правительственных законопроекта, напрямую затрагивающих интересы уязвимых слоев населения: о новой потребительской корзине, о прожиточном минимуме и о новой системе социальной помощи на основе социального контракта. Ко всем трем документам у профсоюзов серьезнейшие претензии, однако в первом чтении были приняты «условно компромиссные» варианты.

Законопроект «О государственной социальной помощи», одобренный Госдумой почти без обсуждения, направлен на оказание государственной социальной помощи малоимущим «и иным категориям граждан» на основе социального контракта – соглашения между органом соцзащиты населения и гражданином. Орган соцзащиты обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а тот – выполнить мероприятия, предусмотренные разработанной для него и вместе с ним программой социальной адаптации.

Программа предусматривает выполнение гражданином мероприятий по поиску работы, профподготовке (переподготовке) для занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью, ведения личного подсобного хозяйства и др. Длительность контракта – от трех месяцев до года. Полномочия устанавливать размер, условия, порядок назначения и выплаты такой соцпомощи возлагаются на органы власти субъектов РФ.

По мнению профсоюзов, опасность именно в том, что новую систему могут начать насаждать в регионах «из экономии». Ведь человек, подписавший контракт и получивший «под него» некую разовую сумму, лишается права на пособие (прежде всего по безработице). И затем, если он не докажет, что усиленно искал работу или что прогорел с «организацией своего дела» не из-за лени, а из-за форс-мажора, с ним могут разорвать и соцконтракт тоже. То есть человек будет предоставлен сам себе.

Проекты закона «О потребительской корзине в целом по РФ», а также сопутствующие поправки к законодательству о прожиточном минимуме палате представил министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. Он напомнил, что потребительская корзина не пересматривалась давно (с 1999 года, хотя по закону должна пересматриваться как минимум раз в пять лет).

Сейчас в потребкорзине продукты, товары и услуги учитываются в виде натуральных показателей, рассчитанных из среднего потребления в семьях с низкими доходами, но этот метод не соответствует изменившейся структуре потребления. Суть же нового метода в том, что «продукты питания фиксируются в корзине в натуральном выражении, а товары и услуги зафиксируют статистически – по 25%» от стоимости корзины. То есть, по критериям Минтруда, продовольствие в «корзинке» россиянина занимает не менее ее половины – как в беднейших странах третьего мира, а товары-услуги остаются почти роскошью.

Состав корзины в части продуктов питания тоже пересмотрят, поскольку «за десять лет произошли значительные изменения в структуре потребления и появились дополнительные возможности улучшить структуру питания».

Так, в новой корзине предлагается уменьшить нормы потребления углеводов, прежде всего хлеба и картофеля, поскольку эти нормы «были завышены для повышения калорийности корзины за счет неприхотливости», то есть наполнения ее дешевыми и сытными продуктами. Оздоровить рацион малообеспеченного предлагается путем следующих изменений. Норма потребления овощных и бахчевых увеличивается на 10,7%, фруктов – на 66%, мясопродуктов – на 55%, рыбопродуктов – на 18%.

Топилин презентовал и новый закон о прожиточном минимуме, который будет рассчитываться на основе новой потребкорзины. «Произойдет реальное увеличение прожиточного минимума для различных категорий граждан: для трудоспособного населения – на 3,3%, для пенсионеров – на 8,2%, для детей – на 4,1%», – пообещал министр.

Поправками к закону «О прожиточном минимуме в РФ» предлагается наделить правительство РФ полномочиями утверждать методические рекомендации по определению потребкорзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах РФ. При этом устанавливается, что потребкорзина в целом по России разрабатывается с участием РТК, а в регионах – с участием трехсторонних комиссий.

Напомним, что еще в августе профсоюзы в лице ФНПР выступили с принципиальными возражениями против подходов, заложенных в законопроектах о потребкорзине и методике определения прожиточного минимума. Проект узаконивает, что расходы на питание составляют половину потребительских расходов, тогда как, по мнению профсоюзной стороны РТК, этот «статус жителей третьего мира» для россиян несправедлив. А новый порядок установления величины прожиточного минимума фактически отстраняет общероссийские объединения профсоюзов от реального участия в разработке потребкорзины.

Сейчас этот минимум определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне цен, с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых с участием профсоюзов, в порядке, который устанавливает правительство; оно же утверждает и методические рекомендации. А по новому проекту потребкорзина должна разрабатываться с участием трехсторонних комиссий, но кто будет разрабатывать и утверждать методику расчета – непонятно.

solidarnost.org