Сказка про голого короля
Территориальная профсоюзная организация
г. Железногорск РПРАЭП
Наверх

Сказка про голого короля

19 Окт 2012  От первого лица  Татьяна ШАПОВАЛОВА

Два года назад, рассылая во всевозможные инстанции наши соображения по поводу ситуации с комплектацией штатов в образовательных учреждениях, мы предупреждали: через пару-тройку лет наc ждет кадровый голод. Введение НСОТ этот процесс ускорило, и на сегодняшний день мы имеем 173 вакансии в детских садах, а в школах и учреждениях дополнительного образования, по официальным данным, не хватает 26 специалистов. А в реальном измерении – в разы выше, по той простой причине, что люди хотят работать за достойные деньги, а учитель в сложившихся условиях сможет заработать, только если будет трудиться за двоих.

Напомню, учительская норма – 18 часов на ставку – не с потолка свалилась. В советское время, прежде чем принять норматив, проводились исследования, защищались диссертации. Эти нормы утверждались с учетом  того, чтобы учитель, проведя 3-4 урока в день, мог качественно подготовиться к следующим занятиям. Работа с детьми требует самоотверженности, высокой степени отдачи, и педагог не должен трудиться на грани психологического выгорания. И потом, необходимо учитывать возможности работы в школе в молодые годы, или, как сейчас, когда в педагогической среде свыше 60% специалистов – это люди пенсионного и предпенсионного возраста.

Новая система оплаты труда, конечно же, задумывалась для решения проблемы улучшения качества образования. Но все прекрасно понимают, что качественного рывка в образовании можно добиться, назначив педагогу достойную зарплату.

Прошел год, как мы работаем по НСОТ, а сказка про голого короля актуальна как никогда. Ответы по поводу снижения окладов не выдерживают никакой критики: мол, вы же не стали получать меньше! И никого не смущает, что нарушается статья 133 Трудового кодекса, где говорится, что оклад НЕ МОЖЕТ БЫТЬ МЕНЬШЕ  МРОТ – минимального размера оплаты труда, то есть размера месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника. Депутаты ситуацию быстренько подправили, и теперь уже МОЖЕТ! Мало того, что труд учителя оценили ниже некуда, так еще и жульничают с законами.

Не успели учителя опомниться от НСОТ, как власти уже готовят новую «зарплатную реформу». В ее основу положен переход на «эффективный контракт», который призван еще больше индивидуализировать заработок каждого работника в зависимости от результатов его труда.  В соответствии с Указом Президента, программа должна быть принята до 1 декабря.

Сейчас идет обсуждение этого документа на разных уровнях. Обсуждался он и на Совете Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы. Не покидает стойкое ощущение дежа вю: те же самые замечания, что и к НСОТ:

– системы оплаты труда, применяемые в разных регионах, существенно отличаются как по структуре, так и по размерам (за одну и ту же работу учитель в Москве получает  зарплату, приближающуюся к средней по столице, там этот показатель – 80 тысяч, а в Красноярске – по Красноярскому краю, то есть 27 тысяч);

– отсутствие правовой оценки с точки зрения  федерального законодательства:  Конституции РФ, Трудового кодекса РФ и иных нормативных актов (под эту программу половину Трудового кодекса РФ надо переписывать. И ведь перепишут!);

– отсутствие надлежащего финансово-экономического обоснования (5% индексации на 2013 год – это не обоснование).

Любая программа, касающаяся оплаты труда, может быть эффективна только в том случае, если работнику установят достаточно высокий уровень заработной платы, при котором он будет непосредственно заинтересован в сохранении рабочего места и добросовестном выполнении своей работы. Ведь в этом случае будет высок и риск уменьшения заработной платы, а тем более потери рабочего места!

Пока же, на фоне бесконечных реформ в сфере образования, мы имеем недоукомплектованные учителями школы и детские сады на грани закрытия из-за отсутствия воспитателей и младшего персонала.