МРОТ и ныне там
Территориальная профсоюзная организация
г. Железногорск РПРАЭП
Наверх

МРОТ и ныне там

01 Дек 2012  Новости 

В Госдуме завершилось рассмотрение целого пакета законопроектов, напрямую затрагивающих интересы наемных работников и широких слоев населения, в том числе социально уязвимых.

Наибольший интерес представляют законопроект о повышении минимального размера оплаты труда и проект новой потребительской корзины и связанное с ним изменение методологии определения прожиточного минимума. Все принятые нововведения вступят в силу с 1 января 2013 года.

МРОТ повысится с 4611 до 5205 рублей в месяц. Однако крупнейшие российские профобъединения совершенно не удовлетворены подобным повышением: сейчас МРОТ не достигает и 75% от прожиточного минимума. Если бы соблюдалось положение о том, что МРОТ приравнивается к прожиточному минимуму, он уже сейчас составил бы не менее 6500 рублей.

В результате нового повышения МРОТ вырастет почти на 13% и, по прогнозу Минтруда, в 2013 году превысит 64,6% от прожиточного минимума трудоспособного населения. Об этом сообщила, представляя проект депутатам, замминистра труда Любовь Ельцова. Также она добавила, что по состоянию на апрель численность работников, получающих зарплату в размере до 5205 руб., «составляла около 1,3 млн человек, из них 360 тысяч – совместители и неполно занятые». Согласно данным Росстата, на начало этого года доход ниже прожиточного минимума имели более 18,1 млн человек – это почти 13% общей численности населения РФ.

Выступая на прошлой неделе в Думе, министр труда Максим Топилин признал, что повышение незначительное. Но рассказал, что ведомство в ближайшее время обнародует предварительный план поэтапного повышения МРОТ и приближения его к прожиточному минимуму в 2014-2015 годах.

В третьем чтении депутаты приняли и проект новой потребительской корзины и связанное с ним изменение методологии определения прожиточного минимума. Поправки к закону «О прожиточном минимуме в РФ» дают правительству страны все полномочия утверждать методические рекомендации, определяющие размер корзины для основных социально-демографических групп населения в регионах. Причем по новому закону потребкорзина в целом по России разрабатывается с участием РТК, а в регионах – с участием местных трехсторонних комиссий.

Руководство ФНПР еще летом выступило против подхода к проекту новой корзины и методики определения прожиточного минимума. По новым законам половина потребительских расходов идет на питание, что характерно для стран «третьего мира».

«Закон о потребкорзине» вступит в силу с 1 января 2013 года. Им устанавливается, что для основных социально-демографических групп населения корзина формируется по нормативно-статистическому методу (вместо нормативного), а определяется через соотношение минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг. Как непродовольственные товары, так и услуги составляют по 50% от стоимости продуктов питания. (Процентное соотношение – нововведение, прежде в потребкорзине учитывалось, сколько одежды и белья должен «использовать» россиянин и сколько услуг «выработать» за определенное количество лет.)

Продуктовый набор по-прежнему будет утверждаться законодательно и указываться в корзине. Авторы проекта с гордостью говорят, что в ценах за 2011 год она даже больше действующей: на 200 руб. (3,2%) – для трудоспособного населения, на 411 руб. (8,2%) –для пенсионеров и на 250 руб. (4,1%) – для детей. Так, взрослому гражданину полагается в год более 126 кг хлеба (включая изделия из крупы), свыше 100 кг картофеля, 114 кг овощей и 60 кг фруктов, 58 кг мяса и более 18 кило рыбы. Трудящийся также вправе претендовать на 290 литров молока и 21 десяток яиц ежегодно.

Разработчиков проекта обвинили в том, что структура и метод расчета потребительской корзины необоснованно упрощенные и неточные. По мнению оппозиции и ряда экспертов, корзину лучше определять в натуральных показателях, а внесенные «универсальные» показатели ее расчета не отражают действительной структуры потребления возрастных групп, прежде всего детей и пенсионеров.

solidarnost.org