Работников культуры будут отбирать по конкурсу
Территориальная профсоюзная организация
г. Железногорск РПРАЭП
Наверх

Работников культуры будут отбирать по конкурсу

13 Дек 2012  Новости 

Министерство культуры подготовило для передачи в правительство законопроект, который вводит систему конкурсного отбора для заключения контракта с творческими работниками. Нововведение коснется специалистов театров, цирков, концертных организаций и музыкальных коллективов, а прочих работников культуры не затронет.

Как рассказал замминистра культуры Григорий Ивлиев, действие будущего закона распространится и на «срочников», и на тех, кто работает по бессрочному контракту; для последних конкурсы будут проводиться раз в пять лет. Участие в них станет обязательным условием заключения контракта. Если же работник не прошел конкурс (отказался участвовать в нем), трудовой договор прекращается.

Ивлиев сообщил, что в прошлом году численность художественно-артистического персонала в гос- и муниципальных театрах достигла почти 50 тыс. человек, в музыкальных коллективах превысила 25 тысяч. Ожидается, что переход на конкурсную систему «повысит эффективность формирования и распределения фондов оплаты труда, оптимизирует численность творческого персонала».

По словам замминистра, процедура конкурсного отбора творческих работников есть почти везде, и ее введение поспособствует «периодическому обновлению труппы, кадровой мобильности, привлечению молодых талантов и стабильному творческому росту коллектива». По мысли авторов, увольнение артиста не должно рассматриваться как «клеймо о неквалифицированности», а просто есть свидетельство того, что этому творческому коллективу работник не подходит по определенным критериям.

Первый зампред комитета ГД по культуре Елена Драпеко, высказав замечания к законопроекту, призвала его принять, так как работодатели должны реализовать свое право заключать срочные контракты. А сегодня трудовое законодательство определяет только несколько случаев, когда это возможно.

«Мы проблему понимаем, – сказала Драпеко, – ведь, действительно, в наших учреждениях культуры существует “балласт” - работники, которые фактически не заняты в творческом процессе. Но также известно, что творческие работники слабо защищены от социальных неурядиц и материального неблагополучия». Она высказалась за разработку дополнительных мер соцподдержки. Например, предложила воссоздать ранее упраздненный всероссийский театральный центр занятости.

Председатель Российского профсоюза работников культуры Геннадий Парошин напомнил, что представлен компромиссный вариант проекта, учитывающий мнение не только государства и работодателей, но и профсоюзов: «изначально в законопроекте предполагалось принудительно перевести на срочные договоры всех», что было бы явным нарушением трудовых прав. Однако Парошин заметил, что правовое положение творческого работника после насаждения конкурсной системы станет более уязвимым, работодателям будет легче «выдавить» неугодных.

Депутаты рекомендовали: Минкультуры – выработать четкие критерии оценки творческих работников при проведении конкурса; прописать в законопроекте пятилетний переходный период (для создания конкурсных комиссий и введения мер соцзащиты работников); предусмотреть спецстипендии для выпускников творческих специальностей, направляющихся работать из мегаполисов в регионы, подумать о формировании служебной жилплощади для иногородних творческих работников; Роструду – восстановить «театральную биржу труда»; Минкульту совместно с Минтрудом – разработать и внедрить программу переподготовки высвобождающихся творческих работников.

solidarnost.org