В Стране невыученных уроков
Территориальная профсоюзная организация
г. Железногорск РПРАЭП
Наверх

В Стране невыученных уроков

04 Фев 2013  От первого лица  Татьяна ШАПОВАЛОВА, председатель объединенной профсоюзной организации образовательных учреждений Железногорска

Перед самым Новым годом Госдума под шумок протащила-таки новый закон «Об образовании в РФ», который в педагогической среде назвали гвоздем в крышку гроба российского образования.

Работа над законопроектом продолжалась три года. Первоначальный его вариант был представлен для всеобщего обсуждения на специально созданном сайте. Затем, отсеяв большинство поправок общественности, проект забрали в правительство.

Осенью 2012 законопроект утвердили и внесли в Госдуму. В первом октябрьском чтении проект был принят парламентариями со скандалом, причем закон ругали все, включая единороссов. Депутаты отклонили свыше полутора тысяч поправок и рекомендовали палате принять почти пятьсот, правда, в основном технического и уточняющего характера.

Рассмотрение проекта в Госдуме сопровождалось демонстрациями протеста – как в Москве, так и в регионах. Последний пикет, накануне второго чтения, проходил  7 декабря 2012  года в столице, куда съехались представители профсоюзов образования из 64 регионов, в том числе и наши земляки. Профсоюзы Красноярья собрали более 150 тысяч подписей под обращением к парламенту и отправили порядка 20 тысяч телеграмм. Проект закона был настолько возмутительно слаб и не проработан, что у профсоюзов уже стояла задача настаивать на тех позициях, которые, по крайней мере, не ухудшили бы ситуацию в образовании, так как законопроект существенно урезал социальные обязательства государства.

В итоговом варианте документа удалось отстоять ряд принципиально важных  норм, закрепляющих социально-правовой статус педагогов. Прежде всего:

– законодательно закреплен принцип установления зарплат педагогам образовательных организаций всех типов на уровне не ниже средней зарплаты по региону;

– за педагогами осталось право на досрочное назначение им трудовой пенсии;

– сельским педагогам в целом сохранено право на компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг;

– остались выплаты на методическую литературу.

Базовые права и соцгарантии, установленные для педагогов, распространены также на руководителей образовательных организаций и их замов. Кроме того, предусмотрен «учет мнения жителей сельских поселений при принятии решения о реорганизации, ликвидации школ в селах».

Благодаря настойчивости профсоюза удалось включить в закон принцип участия педагогов  в управлении образовательной организацией через свои профсоюзы. В статье 26 Закона «Об образовании» профсоюзыработников в образовательной организации указаны как представительные органы и субъекты ее управления. Также удовлетворены требования профсоюзов о праве педагогов на дополнительное профобразование не реже чем раз в три года за счет средств работодателя (было раз в пять лет). Более частая переподготовка потребуется учителям из-за насаждения новых образовательных стандартов.

В итоге «боданий теленка с дубом» мы получили документ, содержащий полторы сотни отсылочных норм к другим законам. А чтобы закон заработал, необходимо последующее принятие десятков подзаконных нормативных актов. Поэтому не только в учительской среде бытует мнение, что полностью текст документа так никто и не осилил.

В результате такого «нормотворчества» обществу явлен закон, обеспечивающий, в первую очередь, трудовую занятость целой прорве чиновников и параллельно откровенно саботирующий отечественное образование. Именно на этом посыле мне хочется отойти от социальной составляющей нового закона, потому как высшая точка его проблематики находится далеко за рамками финансового и профессионального благополучия отдельного учителя.

В интернете до кровавых мальчиков в глазах обсуждают чудовищную трансформацию русского языка и литературы в единый предмет словесности. Проклинают окололитературные инновации от «просветителей» минобразования, ломают копья над без пяти минут программными Улицкой, Эппелем и Пелевиным.

А ведь проблема куда шире: ведь вовсе не чтение правильных книг – основная задача литературы. И не сокращение часов на русскую прозу XIX века и поэзию второй половины ХХ века возмущают филологов всей страны, отчетливо осознающих, что литература формирует вкусы и суждения, учит понимать философию авторов и историческую эпоху. На этом очевидном примере мы наблюдаем страшную картину разрушения базовых образовательных основ.

Проще простого «просветителям» от нынешнего Минобра уничтожить традиции российского образования и отлучить от процесса реформирования элиту педагогической школы. Слишком бледно на их фоне будут выглядеть сами реформаторы – им ли тягаться со старой гвардией ученых и академиков, создававших некогда образцовую систему образования.

Самое страшное, что «эффективные менеджеры» нового правительства не в состоянии осознать размера катастрофы, механизм которой они запустили. А если уже говорить начистоту и напрямик – подписанный Президентом Закон «Об образовании» сочиняли двоечники, троечники проверяли, а утверждали второгодники. И вот такой вот «дневник успеваемости» лежит сегодня в основе отечественного образования.

За державу обидно…

Блог Татьяны ШАПОВАЛОВОЙ