В трехстороннем порядке
Бизнес, профсоюзы и правительство будут договариваться о налоговой, бюджетной и тарифной политике на ближайшие три года.
Началось обсуждение Генерального соглашения между российскими объединениями профсоюзов, работодателей и правительством на 2014-2016 годы.
Сторона работодателей предлагает, в частности, направить работу трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) на определение мер налоговой, бюджетной, кредитно-финансовой, инвестиционной, тарифной политики. Причем, эти подходы должны стимулировать создание новых высокоэффективных рабочих мест и ликвидацию «вредных» рабочих мест, повышение производительности труда в 1,5 раза к 2018 году. А также способствовать повышению позиции России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120 в 2011 году до 50 – в 2015 году и 20 – в 2018 году.
Также работодатели предлагают усилить стимулирующую функцию зарплаты в повышении квалификации работников и производительности труда. И расширить возможности выбора работодателем с участием представителей работников форм и систем оплаты труда, совершенствовать механизмы индексации зарплаты. Будут выработаны и механизмы, дающие работникам гарантию на своевременную зарплату в случае неплатежеспособности работодателя или прекращения его деятельности.
ПРОГНОЗ ДЛЯ ЖИЗНИ
Каждый год Министерство экономического развития РФ разрабатывает сценарии развития России на ближайшие годы и делает это на основе цены на нефть. По сути, от стоимости “черного золота” зависит, будет ли повышена зарплата бюджетникам, сколько получат пенсионеры, заинтересованы ли мы в развитии науки и так далее. 26 апреля на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений стало известно, что нас ждет в 2014 - 2016 годах.
НЕФТЬ И ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ
На заседании РТК директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Олег Засов представил прогноз развития страны. Во всех трех сценариях - консервативном, умеренно-оптимистичном и форсированном - предполагается умеренное восстановление мировой экономики. В 2013 году ожидается повышение цены на нефть Urals на 8 долларов, то есть продавать ее будут по 105 долларов за баррель. В 2014 году цена на нефть начнет снижаться до 101 доллара, что соответствует предыдущей версии официального прогноза. В 2015 - 2016 годах, как ожидается, стоимость нефти стабилизируется на уровне около 100 долларов.
Консервативный сценарий основан на проведении жесткой бюджетной политики, ведущей к стагнации государственного инвестиционного спроса и более низким темпам роста заработной платы работников бюджетной сферы и военнослужащих. Динамика экономических показателей в 2013 году сохраняет негативные тенденции начала года, а прирост ВВП в целом снижается до 1,7%.
Умеренно-оптимистичный сценарий предполагает развитие экономики в условиях, когда государственная политика будет направлена на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета. Этот вариант предполагает рост ВВП за 2013 год на 2,4%. В 2014 - 2016 годах экономический рост ускорится до 3,7 - 4,2% ВВП.
Форсированный сценарий характеризуется высокими темпами роста и структурными преобразованиями, опирающимися на значительное повышение нормы накопления частного капитала и возобновление чистого притока капитала. Наряду с быстрым прогрессом в улучшении бизнес-среды вариант будет требовать смягчения денежной политики, что обеспечит ускорение роста инвестиционного кредита и поддержит тенденцию к сокращению нормы сбережения домашних хозяйств.
Что же это все означает для населения нашей страны?
Во-первых, все три сценария предполагают снижение численности населения трудоспособного возраста в 2013 - 2016 годах на 1 млн человек ежегодно. Рост числа пенсионеров (на 3,1 млн человек) и еще неработающей молодежи (на 1,7 млн человек) приведет к увеличению демографической нагрузки с 654 нетрудоспособных на 1000 лиц трудоспособного возраста в 2012 году до 744 в 2016 году.
При этом предполагается с 2015 года изменить порядок индексации пенсий. Фиксированный базовый размер трудовой пенсии будет индексироваться с 1 февраля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год, страховая часть пенсии - по действующему в настоящее время законодательству. В целом за 2013 - 2016 годы средний размер трудовой пенсии по умеренно-оптимистичному варианту увеличится на 41,6%, по консервативному варианту - на 39,8%. В форсированном варианте рост среднего размера пенсии составит 45,2%.
Во-вторых, изменения не в лучшую сторону коснутся доходов населения. Если в начале 2012 года, по расчетам Минэкономразвития, был опережающий рост зарплаты в бюджетном секторе (повышение заработной платы учителям, воспитателям, работникам органов внутренних дел), то теперь он закончился. К тому же ускорение инфляции во второй половине 2012 года привело к замедлению роста реальных доходов и соответственно снизило возможности поддерживать высокий рост потребления. В результате рост розничного товарооборота снизился с 7% в первой половине 2012 года до 3% в первые два месяца 2013 года.
Зарплата неосновного персонала бюджетных организаций в 2014 - 2016 годах в умеренно-оптимистичном и форсированном вариантах прогноза ежегодно индексируется на рост заработной платы в целом по экономике, в консервативном варианте - на уровень инфляции.
Темпы роста заработной платы во внебюджетном секторе будут опережать темпы роста производительности труда. В целом за 2013 - 2016 годы рост реальной оплаты труда составит 23,7% по умеренно-оптимистичному варианту и 19,4% по консервативному варианту. В форсированном варианте зарплата увеличится в 1,4 раза.
И, в-третьих, за газ, электричество, тепло и железнодорожные поездки традиционно придется платить все больше:
ПО НОМИНАЛУ
Директор департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Сергей Барсуков рассказал, как планируется сохранять и приумножать накопительную часть пенсии. Правда, как выяснилось, приумножать средства пенсионеров Минфин на самом деле не намерен.
Обеспечивать сохранность пенсионных накоплений предполагается из двух источников: из средств, которые имеются в резервах негосударственных пенсионных фондов, и из фонда, который будет действовать по аналогии с фондом в банковской сфере. Есть отработанная система страхования вкладов в банки, и Минфин хочет эту систему внедрить на рынке негосударственного пенсионного обеспечения.
- Человеку гарантируется, что назначение пенсии будет осуществляться исходя из перечисленных денежных средств на накопительную составляющую. Кроме того, обеспечение выплаты также входит в периметр регулирования, то есть пенсия будет не только назначена, но и выплачена. В случае необеспечения выплат будет осуществляться механизм банкротства негосударственного пенсионного фонда, - сказал Барсуков.
Председатель ФНПР Михаил Шмаков спросил, кто будет платить пенсионерам в случае банкротства НПФ, на что Барсуков ответил:
- По аналогии с агентством по страхованию вкладов создается фонд... это будет защита от государства...
- То есть это будет за счет средств налогоплательщиков? - задала уточняющий вопрос вице-премьер Ольга Голодец. И добавила, обращаясь к Барсукову: - Но вы же понимаете, что мы не можем отвечать за деятельность непрозрачных негосударственных компаний деньгами наших пенсионеров? То есть мы финансируем пенсии за счет пенсионеров, и вы предлагаете эти деньги подвергать рискам, которые никем не контролируются? Я переведу на русский язык то, что вы сказали: вы гарантируете пенсию по номиналу. То есть если вы двадцать лет назад сдали 100 рублей, то через двадцать лет вы получите 100 рублей. Вот та гарантия, которая предлагается. Это не является гарантией даже сохранности средств! Это просто антинародное предложение! И, понимаете, кем бы вы ни были, и какая бы у нас ни была монетарная система, но во главе должен стоять человек, а не финансовые институты или финансовые инструменты.
Ее слова зал встретил аплодисментами.
Михаил Шмаков задал еще один вопрос представителю Минфина: должна ли в государственном обязательном пенсионном страховании быть накопительная часть? Барсуков ответил, что, по их мнению, должна. Но тут снова вмешалась Голодец:
- А зачем? Если бы мы оставляли эти деньги людям, то даже та небольшая сумма, положенная в обычный банк, давала бы каждому человеку больший процент и большую надежность. К тому же они бы сами управляли своими средствами.
Законопроект в итоге категорически не приняла ни одна из сторон, его отправили на переработку, договорившись на ближайшем заседании рабочей группы рассмотреть новый вариант.
БОЛЬНИЧНЫЙ ДЛЯ МИГРАНТА
Минтруд представил на рассмотрение законопроект, предполагающий, что иностранные граждане и лица без гражданства, заключившие на территории РФ трудовой договор не менее чем на шесть месяцев, будут иметь право на получение пособия по временной нетрудоспособности, однако лишь в том случае, если работодатель за них платил страховые взносы не менее двенадцати месяцев.
- Первая задача, которая решается этим законом, - это выравнивание стоимости иностранной рабочей силы со стоимостью труда российского гражданина, поскольку у нас сейчас с зарплаты иностранных работников взимаются страховые взносы только в Пенсионный фонд, но не в Соцстрах, - пояснила представитель Минтруда. - Право на получение пособия в связи с материнством они будут приобретать только после того, как изменят свой статус на временно или постоянно проживающих на территории РФ.
Поскольку гарантии иностранным работникам предоставляются в усеченном виде, то и тариф страховых взносов устанавливается не 2,9%, как для граждан РФ, а в размере 1,8% от заработка работника.
Законопроект вызвал неудовольствие как стороны работодателей, так и стороны профсоюзов. Вице-президент РСПП Федор Прокопов назвал это мерой фискального характера - изъятие в течение календарного года суммы взносов, которая потом не конвертируется в пособие:
- Предположим, иностранный гражданин заключил трудовой договор на срок 363 дня. Он отработал на территории РФ, за него работодатель уплатил взносы. В течение почти календарного года у этого работника не возникало права на государственное пособие по временной нетрудоспособности. И если работодатель не продлил трудовой договор на очередные 363 дня, то тогда эти деньги просто растворяются в Фонде соцстраха, и все. А учитывая, что большинство иностранных граждан, которые находятся на территории РФ, заключают трудовые договоры сроком менее календарного года, - это означает дополнительный источник поступления средств в Соцстрах, и достаточно приличный.
Впрочем, ему напомнили, что система соцстрахования у нас солидарная, а не накопительная, и подобная ситуация может возникнуть и с гражданином РФ. Кто-то, например, практически никогда не болеет, но за него все равно работодатель обязан платить в Соцстрах.
Профсоюзы же, наоборот, возмутились слишком низким тарифом.
- Я считаю, что не достигается та цель, которая была заявлена: равная оплата труда гражданина России и иностранного рабочего. За первого платят 2,9% в ФСС, а за второго только 1,8% - это уже экономия работодателя, - уверен Михаил Шмаков.
По его мнению, если уж иностранный работник занимает место российского, то работодатель за него должен платить точно такие же взносы во все фонды, как и за российского. В противном случае нанять мигранта выгоднее, и те начинают вытеснять наших людей с рабочих мест.
Стороны договорились подготовить свои поправки к законопроекту.
И О КИНО
В процессе обсуждения следующего вопроса - о внесении в Трудовой кодекс изменений, учитывающих специфику работы творческих коллективов, - поднялась председатель Межрегионального профсоюза работников киноиндустрии и сказала, что эта отрасль вообще вышла из сферы трудовых отношений, поскольку все они (около 5 тыс. человек) трудятся исключительно по гражданско-правовым договорам. При этом работодатели не платят за них никаких отчислений в фонды, и вот уже четыре года профсоюз пытается привлечь внимание властей к этой проблеме. На заседании РТК ей это удалось: вице-премьер Ольга Голодец была впечатлена масштабом проблемы и поручила Минтруду разобраться в ситуации, провести проверки, подключить соответствующие инстанции.
Что касается непосредственно законопроекта о регулировании труда творческих работников, то предлагается ввести конкурсный порядок назначения – это касается прежде всего артистов оперы и балета. Артисты театров и музыкальных коллективов, работающие в государственных учреждениях по бессрочным трудовым договорам, должны будут раз в пять лет проходить конкурсный отбор. Это позволит гибко обновлять творческие коллективы, привлекать молодежь. Законопроект предварительно долго обсуждался и сейчас
Новости
-
Завершился муниципальный этап сразу двух конкурсов «Учитель года» и «Воспитатель года»Новости21
Фев -
В железногорском Музейно-выставочном центре открылась персональная выставка московского художника Гарри Гордона «Пока светло»Новости10
Фев -
В Железногорске второй год подряд проводили Большое городское собраниеНовости28
Янв -
В Музейно-выставочном центре состоялась открытая лекция "Перспективы развития ЗАТО г. Железногорск в 2025 году"Новости23
Янв -
Профсоюз объединяет семьи!НовостиВ творческой мастерской «Дом с Добром» прошел мастер-класс для семей членов профсоюза15
Янв