«Неотложка» для медицины ЗАТО
Территориальная профсоюзная организация
г. Железногорск РПРАЭП
Наверх

«Неотложка» для медицины ЗАТО

17 Июн 2014  Новости 

Еще год назад сложно было представить, что фразеологизмы «шоковая терапия» и «неутешительный диагноз» применительно к медицине ЗАТО начисто утратят переносный смысл. На Первомай профсоюз Клинической больницы №51 отметился не только шествием в праздничной колонне, но и крайне эмоциональным выступлением с высокой трибуны. Так представители самой гуманной профессии отреагировали на инициативу ФМБА России оптимизировать систему здравоохранения ЗАТО Росатома. О том, какими последствиями решение ФМБА обернулось для медицины «закрытых» городов, в интервью профсоюзной газете «Наш голос» рассказывает  председатель профсоюзного комитета Клинической больницы №51 Галина МОЛОСТВОВА.

– Галина Никитична, вот уже полгода медицинская тема на слуху во всех ЗАТО. Судя по откликам с мест, никакого оптимизма, простите за тавтологию, проводимая оптимизация людям не внушает.

– Действительно, коллектив нашей Клинической больницы сегодня переживает не лучшие времена. По решению Федерального медико-биологического агентства с 1 января 2014 года КБ №51, как и все учреждения здравоохранения ЗАТО Росатома, перевели на одноканальное финансирование по системе обязательного медицинского страхования. В связи с этим сократились бюджетные ассигнования: на 35% по специализированной медицинской помощи и на 50% – по первичной медпомощи. Соответственно, лимиты по федеральному бюджету для КБ №51 были уменьшены на 40%, в том числе и по оплате труда. Выделенное финансирование на зарплату медработников ниже необходимого на 38%, то есть дефицит средств в этой части составляет порядка 140 миллионов рублей.

Как следствие, из-за недофинансирования больница была поставлена перед фактом сокращения медперсонала. На сегодняшний день сокращено 70 человек и 200 вакантных ставок. Оптимизация численности на этом не заканчивается – в перспективе число сокращенных предполагается довести до четырехсот. И это притом, что специалистов не хватает: штаты КБ-51 укомплектованы всего на 70% от реальной потребности в медицинских кадрах.

В письме ФМБА об оптимизации особо подчеркивается, что уровень доступности и качества медицинской помощи снижаться не должен. И как этого достичь в условиях сокращения? Только за счет увеличения нагрузки на оставшихся работников.

Есть еще одна большая проблема. Дефицит фонда оплаты труда привел к уменьшению заработной платы – в среднем, на 20% по всем категориям специалистов. Мы провалились по выполнению президентской дорожной карты по повышению зарплат медработникам, согласно которой зарплата врачей в 2018 году должна увеличиться на 200% по отношению к среднему заработку по региону. В 2013 году КБ-51 выдерживала планку поэтапного повышения: врачи получали примерно 140% от средней региональной зарплаты, а она в Красноярском крае составляет сегодня 30,5 тысяч рублей, медсестры – около 80%, младший медперсонал – порядка 60-70%. А после секвестра средняя зарплата врачей опустилась до показателя в 120%, среднего медперсонала – до 70%, младшего – до 50%. Повторюсь, это средние показатели, в конкретных случаях зарплата может быть ниже.

– Цифры в расчетных листках куда красноречивее…

– Давайте перейдем к цифрам. Среди младшего медперсонала есть немало работников, которые раньше получали 12 тысяч, а сейчас их заработок упал до 6-7 тысяч. И вот приходят ко мне в профком женщины и спрашивают: как жить? Две тысячи ты получаешь в аванс, пять – в зарплату. А у всех дети, ипотека, кредиты…  Даже подработать, как раньше, нельзя – все совмещения убрали. Такая же картина по врачебному и сестринскому персоналу. Сказать, что обстановка в коллективе напряженная, – не сказать ничего.

– Другую реакцию и представить трудно, ведь людям предлагают работать больше, а получать меньше. И как реагируют на происходящее инициаторы оптимизации из федерального центра?

К сожалению, внятных объяснений о необходимости столь радикальных мер по отношению к медицине ЗАТО мы пока так и не получили. Хотя профсоюз Клинической больницы №51 направил несколько обращений в адрес ФМБА, Министерства здравоохранения, Государственной Думы, Правительства России.

И обращались не только железногорские медики – во всех городах Росатома вопрос финансирования здравоохранения стоит очень остро. Я говорю это со знанием дела – мы с коллегами постоянно на связи. В Трехгорном пришлось закрыть отделение кардиологии. Лесной лишился отделения сестринского ухода. В Зеленогорске уже 800 сокращений – 400 свободных ставок и столько же работников. Для медучреждения, где каждый специалист на счету, сокращать четыре сотни человек – резать по живому.

Медицине ЗАТО даже не дали переходного периода, в течение которого можно было просчитать риски при реорганизации системы здравоохранения. А ведь об этом просили все руководители медучреждений!  В результате при переводе на финансирование по системе ОМС, вдобавок ко всем вышеперечисленным трудностям, мы получили низкие тарифы. Ведь бюджет Фонда обязательного медстрахования на следующий год формируется в сентябре, а письмо ФМБА об оптимизации пришло в ноябре 2013-го. То есть все, на что можно было рассчитывать в этом году – это финансирование по остаточному принципу. Так что в том, что медицине «закрытых» городов нужна неотложная помощь, уже никто не сомневается.

– Последствия такой реорганизации для любого медучреждения предугадать несложно: отток специалистов, социальная напряженность в коллективе. Но есть и другая сторона – оптимизация ведет к сокращению коечного фонда, к увеличению объемов амбулаторной медпомощи и развитию дневных стационаров, то есть напрямую затрагивает интересы населения.

– Надо понимать, что инициативы ФМБА по оптимизации медицины ЗАТО – это часть общероссийской реформы здравоохранения, которая должна завершиться к 2018 году. В рамках реформирования создается трехуровневая система медицинского обслуживания: районные больницы с первичной  медпомощью, оказываемой амбулаторно, межрайонные центры со специализированными медицинскими услугами  – под эту категорию, вероятнее всего, будет подведена КБ-51, и крупные клиники и центры с высокоспециализированной медпомощью. И перевод на одноканальное финансирование – это не что иное, как способ привести все учреждения здравоохранения к одному знаменателю.

Но здравоохранение ЗАТО имеет свою специфику, и вот ее-то, к сожалению, реформаторы не учитывают. В городах системы Росатома, где расположены производства с вредными и опасными условиями труда, десятилетиями создавались традиции промышленной медицины, связанные с лечением и профилактикой профзаболеваний. Помимо работников, занятых на основных производствах, в ЗАТО проживает большое количество ветеранов-атомщиков, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Все эти люди имеют право на высокий уровень медобслуживания, а секвестр этому никак не способствует.

Кроме того, в силу особого статуса ЗАТО клинические больницы являются единственными на весь город медучреждениями, оказывающими населению широкий спектр медицинских услуг. И в случае оптимизации кадров и лечебной базы жителям будет просто некуда пойти: альтернатива – это платные клиники узкой специализации. Поэтому в случае с медициной ЗАТО – прежде чем резать, лучше семь раз отмерить.

– Прогнозы – дело неблагодарное, но в данном случае вопрос о перспективах железногорской медицины, что называется, назрел.

– Как бы ни складывалась ситуация, всегда должна оставаться надежда на перемены к лучшему. Привлечь внимание к проблемам здравоохранения «закрытых» городов сегодня стараются Российский профсоюз работников атомной энергетики и промышленности и Ассоциация ЗАТО Росатома. Главы городов атомной «десятки» направили обращение В.В.Путину, и Президент поручил разобраться в данном вопросе. В мае в КБ-51 побывали представители Счетной палаты РФ, взяли документы для изучения и анализа. Ждем их вердикта.

В ближайшее время в ФМБА пройдет семинар с участием профсоюзных лидеров медучреждений ЗАТО, там тоже нужно говорить о проблемах – уже с учетом данных по работе в новых условиях в первом полугодии.

Медицинский работник – самая мирная профессия на Земле. Мы не можем в знак протеста перестать лечить пациентов. Но защищать свои права и право жителей ЗАТО получать качественные  медицинские услуги можно и нужно. 

Проблема здравоохранения в городах Росатома приобретает все больший общественный резонанс, и это положительный момент. Хотелось бы, чтобы наш голос был услышан, и процессы, разрушающие медицину ЗАТО, остановились.

Новости

Все новости