Пятидневку – в четыре дня?
Территориальная профсоюзная организация
г. Железногорск РПРАЭП
Наверх

Пятидневку – в четыре дня?

13 Окт 2014  Новости 

Международная организация труда предложила сократить рабочую неделю до четырех дней. «И это не шутка, а очень популярная тема, которую часто обсуждают в бизнес-кругах»,– сообщается на сайте ООН. Как отмечают эксперты организации, это позволит увеличить занятость и благоприятно скажется на экологии, поскольку уменьшится количество поездок на работу. Кроме того, многие заболевания связаны с переработками и стрессом, а люди, которые работают меньше, более продуктивны. «Те, кто проводит в офисе долгие часы, нередко лишь имитируют бурную деятельность»,– утверждают эксперты МОТ. С идеей сокращения рабочего времени ранее выступали глава Google Ларри Пейдж и мексиканский магнат Карлос Слим Элу, занимающий вторую строчку Forbes. Если ввести трехдневную рабочую неделю, можно нанять двух сотрудников на одно место, при этом у обоих будет больше личного времени, объясняли они.

Чтобы предложение МОТ стало обязательным для России, оно должно быть оформлено в виде конвенции, к которой РФ присоединится и которую ратифицирует, поясняет гендиректор юридической биржи Yurbee Анна-Стефания Чепик. После ратификации должны последовать изменения в Трудовой кодекс (ТК), но даже если этого не случится, документ МОТ будет иметь преимущество. На данный момент Россия уже ратифицировала 68 конвенций МОТ, часть из них привела к изменениям в ТК.

Председатель комитета Госдумы по труду Андрей Исаев заявил, что предложение МОТ не останется без внимания. «Комитет на этой неделе примет решение о проведении круглого стола по данной теме», – сказал он. Но важно не количество дней, а количество рабочих часов, подчеркивает он, «если работать четыре дня по десять часов, получится такая же 40-часовая рабочая неделя». По его мнению, нужно обсуждать введение 36-часовой рабочей недели с сохранением зарплат.

Отечественные же эксперты и бизнес с осторожностью относятся к идее МОТ. Согласно исследованию Headhunter, в России лишь каждый десятый работодатель одобряет уменьшение рабочей недели до четырех дней, а каждый четвертый – категорически против, причем более половины из них не убедило бы и уменьшение зарплат работникам. Большинство трудящихся (67%) также не согласились бы на такие перемены. «Очевидно, материальная составляющая работы превалирует над личными делами и ценностью свободного времени»,– констатируют эксперты.

Низкая производительность труда и критическая зависимость бюджета от сырьевых доходов не дадут «никакого шанса массово перейти на четырехдневную рабочую неделю в ближайшие одно-два поколения россиян», убежден управляющий директор Headhunter Михаил Жуков. По его мнению, никто не возьмет на себя ответственность целый рабочий день не качать нефть, не добывать газ, уголь. «Только когда значимая часть экономики превратится в "экономику знаний", а остальная будет управляться роботами, можно будет говорить о том, чтобы россияне могли больше отдыхать»,– говорит он. Поскольку в России дорогая рабочая сила, а уровень производительности труда сильно отстает от Европы, сокращение рабочего времени на 20% приведет к росту себестоимости продукции, считает госпожа Чепик. «Мы уступаем по уровню выработки в производственных секторах в два-три раза, и пока это восполняется именно часами работы», – соглашается Игорь Поляков из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.

kommersant.ru

Четырехдневка для России — это мечта

В Госдуме вчера обсуждали плюсы и минусы перехода на четырехдневную рабочую неделю. И решали: надо ли нам это?

Как сообщили в Московской Федерации профсоюзов, почти 60 процентов участников соцопросов не против заняться в пятницу личными делами. Остальные, в принципе, тоже не против, но боятся потерять в заработке. А вот среди работодателей сторонников идеи не набралось и 20 процентов.

Не поддержала ее и вице-премьер Ольга Голодец. «Сегодня мы не можем себе такого позволить, – заявила она. – Мало стран могут предложить такого размера гарантированный отпуск по уходу за ребенком, но позволить четырехдневную рабочую неделю - это пока мечта». Бизнесмены, похоже, считают, что даже мечтать об этом вредно. Ведь российские предприниматели, говорят они, сегодня конкурируют не между собой, а с иностранными производителями. А прибыльность реального сектора (не торговли или банков) - всего около 10 процентов.

Сергей Чернов, председатель Московской Федерации профсоюзов:

– Официальной позиции московских профсоюзов по вопросу о четырехдневной рабочей неделе и почасовой оплате труда пока нет. Сегодня наша главная задача - всесторонне изучить этот вопрос, учесть мнение всех авторитетных специалистов и сделать выводы. Сегодня мы полагаем, что переход на четырехдневную неделю несет немало «плюсов» (главное, что переход на сокращенную рабочую неделю должен быть обязательно с сохранением заработной платы). Это позволит ослабить проблему безработицы и снизить переутомляемость работников, увеличить число рабочих мест и косвенно решить транспортную проблему, что актуально для Москвы.

Если после детального изучения этого вопроса, мы поймем, что сегодня столица готова к переходу на четырехдневку, что это на самом деле эффективнее с точки зрения производительности труда и полезнее для здоровья простых тружеников, будем добиваться принятия четырехдневной рабочей недели в Москве.

Тем более что есть положительный опыт развитых стран. Как известно, в большинстве из них продолжительность рабочей недели неуклонно снижается, например, в США работают 33 часа в неделю, в странах Скандинавии 31-35 часов. Лидером по наименьшей средней продолжительности рабочей недели являются Нидерланды (27 часов). Профсоюзы Германии в 2013 году предложили перейти на 30-часовую рабочую неделю, а мексиканский мультимиллиардер Карлос Слим и вовсе высказался за введение 3-дневной рабочей недели, но с одновременным повышением пенсионного возраста до 70-75 лет.

В Великобритании недавно появились некоторые научные исследования на данную тему в области медицины. Так, британский ученый, профессор Джон Эштон, пришел к выводу, что для максимального сохранения здоровья человеку необходимо работать не более четырех дней в неделю, то есть 32 часа. По его мнению, такой рабочий график значительно понизит уровень стресса среди населения, а также поспособствует улучшению семейных отношений.

В России к проблеме возможного перехода на 4-дневку относятся по-разному. В соответствии с данными соцопросов, более половины менеджеров (59 процентов) поддерживают идею четырехдневной рабочей недели в целом, однако признаются, что их компания пока не готова к этому. Противниками перехода на укороченную неделю оказалась четверть российских работодателей. 17 процентов работников согласились бы на подобное предложение, 48 процентов опрошенных работников убеждены, что четырехдневная рабочая неделя при сохранении существующего оклада повысит их производительность. При этом 40 процентов респондентов опасаются, что в этом случае придется больше работать в оставшиеся 4 дня, а 67 процентов и вовсе не согласились бы на такое изменение в рабочем графике.

Тема четырехдневной рабочей недели заслужила внимание и экспертов Международной организации труда – специализированного учреждения ООН . Эксперт МОТ приводит такие аргументы в пользу сокращения рабочей недели. Во-первых, это позволит поправить здоровье населения, поскольку многие заболевания в современном мире вызваны переработками. Во-вторых, короткая неделя позволит создать больше рабочих мест. В-третьих, различные исследования якобы показывают, что люди более продуктивны, когда работают меньше.

Антон Степанов, член генсовета "Деловой России":

– Ввести сегодня четырехдневную неделю, значит, убить российский бизнес, особенно средний, производственный.

Нас, например, уверяют, что сокращение трудовой недели приведет к увеличению рабочих мест. И на одном месте будет работать не один, а два человека, которые будут сменять друг друга. А вы знаете, что такое организовать вторую смену? Это не просто трудно технически, но и очень затратно!  Этот однозначно повысит себестоимость продукции, примерно на 5-7 процентов, значит, вырастут и розничные цены. А рентабельности бизнеса, наоборот, упадет на 3-4 процента, ВВП страны - на 1-1,5 процента. Для второй смены нужны и бригадиры - не только рабочие. Это всегда повышенная заплата, выше вероятность возникновения непредвиденных аварийных ситуаций - руководства-то нет. Я уж не говорю уже о социальном вопросе.

Китайцы, кстати, наверное, скоро перейдут на 7-дневную рабочую неделю. А мы конкурируем с китайскими компаниями. И если создадим для российского бизнеса новые трудности в виде 4-дневной недели, то еще шире откроем наш рынок для китайских, индийских, корейских и прочих товаров.

Нам в этом вопросе не надо смотреть на Европу, где 36-часовая рабочая неделя (у нас–- 40-часовая). Скажете: «И что? Европа прекрасно живет». Живет. Только не тем, чем мы. Там не так много заводов. В Италии из производства – один дизайн. У них идет процесс переноса производственных мощностей в другие страны. На этикетке товара написано «сделано в Европе», а по факту – сделано в Китае для Европы.

Так что нам этот красивый шаг с сокращенной неделей  пока просто не по карману. Можем только навредить и экономике, и людям. Остановятся заводы, начнутся проблемы с выплатами зарплат. Кадры растеряем. А вы знаете, что сегодня в России найти хорошего рабочего сложнее, чем трудоустроиться? Вот так. Не время сегодня обсуждать 4-дневную неделю. Надо думать, как поддерживать российский бизнес. Страна живет, пока живут ее заводы.

Дайте возможность предпринимателям и людям самим регулировать свои отношения. Очень много в России самозанятых: индивидуальных предпринимателей, микробизнес, где работают 1-2 человека. Они сами себе введут 4-дневную рабочую неделю. Если захотят. Не надо лезть в дела предпринимателей таким госрегулированием. Это же касается и среднего бизнеса.

Европа 36 часов в неделю еще работает, почему? За счет производительности труда. На немецких предприятиях все компьютеризовано. Эта работа ведется и у нас. Но мы в самом начале пути. И он не такой уж простой. Предприятие в Европе может получить нулевые кредиты на модернизацию. А у нас бывает и под 25 процентов годовых! В среднем для малого и среднего бизнеса – 18 процентов, для крупного – 13-15 процентов. При этом у нас – советское производство. Мощности устаревшие. Потому и очень низкая по сравнению с Европой производительность труда. Вот лишь малая часть наших проблем. Так стоит ли к ним добавлять еще одну?

rg.ru

 

Новости

Все новости