МРОТ требует перемен. Но каких?
Территориальная профсоюзная организация
г. Железногорск РПРАЭП
Наверх

МРОТ требует перемен. Но каких?

28 Июл 2015  Новости 

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части установления минимальных гарантий по оплате труда работников)".

Суть законопроекта

Законопроектом предлагается установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2016 года в сумме 7198 рублей, а с 1 января 2017 года устанавливать МРОТ в процентном соотношении к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации за I квартал года, предшествующего году, на который устанавливается минимальный размер оплаты труда, а именно:

с 1 января 2017 года – 65% величины прожиточного минимума за I квартал 2016 года;

с 1 января 2018 года– 75% величины прожиточного минимума за I квартал 2017 года;

с 1 января 2019 года – 85% величины прожиточного минимума за I квартал 2018 года;

начиная с 1 января 2020 года ежегодно – 100% величины прожиточного минимума за I квартал года, предшествующего году, на который устанавливается минимальный размер оплаты труда.

Кроме того, предполагаются изменения в ст. 129 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которыми вознаграждение за труд будет включать компенсационные и стимулирующие выплаты.

 А также – изменения в ч. 3 ст. 133 ТК РФ о том, что месячная заработная плата, включая выплаты по районным коэффициентам и процентным надбавкам, установленным за работу в местностях с особыми климатическими условиями, работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

29 мая 2015 года на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений было принято решение о направлении проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части установления минимальных гарантий по оплате труда работников)" для рассмотрения на заседаниях региональных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений.

26 июня 2015 года проект рассмотрен на заседании Красноярской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Его обсуждение вызвало много споров. К общему мнению стороны социального партнерства в Красноярском крае не пришли.

Представляющие интересы наемных работников профсоюзы выступили решительными противниками предлагаемых нововведений в области МРОТ. Федерация профсоюзов Красноярского края выразила несогласие с изменениями, которые предлагается внести в Трудовой кодекс Российской Федерации.

Почему профсоюзы против

По сути, законопроектом предлагается объединить три составные части заработной платы: вознаграждение за труд, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты, существенно различающиеся по целевому назначению и правовому механизму их начисления работнику. "Вознаграждение за труд" зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. "Компенсационные выплаты" устанавливаются, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных – за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные выплаты компенсационного характера. "Стимулирующие выплаты" – это доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.

Первая часть заработной платы – как нижняя планка вознаграждения за труд – определена Конституцией Российской Федерации (п. 3 ст. 37): "Каждый имеет право на ... вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда".

Таким образом, МРОТ является государственной гарантией минимального вознаграждения за труд без учёта компенсационных, стимулирующих и каких-либо других выплат.

Вторая составная часть заработной платы в виде компенсационных выплат отличается от вознаграждения за труд основанием установления таких выплат работнику. Компенсации выплачиваются не в связи с квалификацией, сложностью, количеством и качеством выполняемой работником работы (вознаграждение за труд), а за работу в особых, отклоняющихся от нормальных, условиях, влекущих дополнительные (повышенные) физиологические и материальные затраты работника, и, как следствие, необходимость компенсирования этих затрат посредством установления работнику повышенной оплаты труда.

Предназначение третьей составной части заработной платы – стимулирующих выплат – состоит в стимулировании или поощрении высокоэффективного труда.

Кроме того, есть разница в процедуре установления размеров компенсационных, стимулирующих выплат и минимального размера оплаты труда.

Если нижняя планка вознаграждения за труд (МРОТ) устанавливается федеральным законом, компенсационные выплаты могут устанавливаться Правительством РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также коллективными договорами и соглашениями, то установление размеров стимулирующих выплат может осуществляться локальными нормативными актами.

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом.

Выплаты компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются иными нормативными правовыми актами, вплоть до локальных нормативных актов.

Следовательно, с правовой точки зрения невозможно в минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый специальным федеральным законом, включать разного рода выплаты, устанавливаемые, как нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, так и локальными нормативными актами.

В случае принятия законопроекта в предложенной редакции минимальные гарантии по оплате труда работников будут существенно снижены. В первую очередь – у работников бюджетной сферы, так как в МРОТ будут включаться компенсационные и стимулирующие выплаты.

Также возрастут риски снижения размеров заработной платы всех работников, которые выполняют работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

В Красноярском крае устанавливается различная величина прожиточного минимума для трудоспособного населения для трех групп территорий края и для отдельных городских округов и муниципальных районов, входящих в первую и вторую группы территорий края, в связи с тем, что территория края состоит из районов Крайнего Севера, приравненных к нему местностей и остальных районов Севера, в которых выплачивается районный коэффициент и процентная надбавка.

Например, за I квартал 2015 года для третьей группы территорий края эта величина составляет 10725 рублей, для первой группы – 14971 руб., для Туруханского района – 20660 руб., для сельского поселения Хатанга – 25002 рубля. В целом по Красноярскому краю – 11291 руб..

Соответственно, средний краевой размер величины прожиточного минимума, взятый за основу Министерством труда и социальной защиты РФ в своих Предложениях по повышению МРОТ в 2016 – 2020 годах, приложенных к законопроекту, совершенно не учитывает особенности Красноярского края, и не обеспечивает установление МРОТ на уровне реальной величины прожиточного минимума для первой и второй группы территорий края, включая входящие в них отдельные городские округа и муниципальные районы.

В связи с вышеизложенным, Красноярское краевое объединение организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Красноярского края" не поддерживает проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" (в части установления минимальных гарантий по оплате труда работников) и считает нецелесообразным принятие данного законопроекта.

fpkk.ru

 

Новости

Все новости